«Атомная» премьера в Курске

5 апреля в курских кинотеатрах начинается прокат дебютного фильма Василия Бархатова «Атомный Иван». Смешная молодежная история двух влюбленных, которые работают на одной атомной электростанции и занимаются в одном театральном кружке, разыгранная молодыми звездами Григорием Добрыгиным и Юлией Снигирь в декорациях самой настоящей АЭС.

Съемки на АЭС

Василий Бархатов – член Общественной палаты, обладатель президентской премии «Прорыв» и один из самых талантливых и модных режиссеров Мариинки: ему нет и тридцати, а за его спиной уже с десяток поставленных опер и «Золотая маска» за «Братьев Карамазовых». Успех и покровительство самого Гергиева не мешают актуальному художнику жить в свое удовольствие, нарушая условности не только на сцене (например, пригласив музыканта Сергея Шнурова на роль Бенвенуто Челлини в одноименной опере Берлиоза), но и в жизни (например, снявшись в клипе того же Шнурова и его группы «Рубль» в промежутке между угасанием и новым подъемом «Ленинграда»). К слову, старую дружбу Бархатов не торопится забывать до сих пор – Сергей Шнуров числится композитором и в фильме «Атомный Иван».

Юлия Снигирь: «Началось все так – Вася Бархатов прислал мне потрясающий сценарий, который назывался «Атомный Иван». Он был невероятно смешной. Помню, что читала его и громко хохотала. Его написал Максим Курочкин,  у которого отличное чувство юмора. Не прошло и минуты после того, как я перевернула последнюю страницу, как я уже строчила Бархатову смс-сообщение – «Я согласна».

Берясь за свой первый полнометражный фильм, Бархатов, взявший в сообщники известного драматурга Максима Курочкина, формально выводит двух главных героев – пару работников атомной электростанции с внешностью голливудских звезд (обладатель «Серебряного медведя» Берлинале за роль в фильме «Как я провел этим летом» Григорий Добрыгин и звезда «Обитаемого острова» Юлия Снигирь), переживающих кризис в отношениях. Но на самом деле оставляет право называться главной звездой за собой. Отсюда и сюжетная линия театрального режиссера Аркадия (актер театра «Сатирикон» Денис Суханов), известного своей любовью к стилю авангард и теме апокалипсиса (ясное дело, в основном в провинции), который получает заказ на постановку спектакля к юбилею одной российской атомной электростанции. Он и устраивает: набирая актеров из работников самой АЭС и наряжая их в шутливые костюмы гигантского гриба, морской звезды и прочей живности, выжившей после масштабной катастрофы. В общем, хорошенько веселится за счет заказчика, поставив в итоге шумный, яркий, но довольно бессмысленный спектакль. То что нужно, чтобы большим боссам АЭС отчитаться об успешном проведении культурно-массовых мероприятий по случаю юбилея.

Учитывая поддержку «Росатома» при съемках фильма, велик соблазн заподозрить Василия Бархатова в чем-то похожем. Мешая театральные приемы с телевизионной картинкой, режиссер особо и не притворяется, что снимает именно кинофильм. В сопроводительной документации это аудиовизуальное произведение именуется «атомным экспериментом», хотя ничего атомного, за исключением декораций (съемочную группу впервые в истории российского кино пустили вместе с камерой на территорию реальных Калининской и Ленинградской АЭС), в нем нет. При всем богатстве фантазии художников по костюмам, это традиционная молодежная мелодрама, пусть и разыгранная в ярко-салатовом скафандре, сшитом героями из полиэтилена.

«В любви не просто всем, даже веселым людям»

Что в фильме точно есть, так это заразительная энергия беспечной молодости. Весь фильм его герои то и дело перетягивают одеяло на себя (в случае невинной постельной сцены Добрыгина и Снигирь – в прямом смысле слова), постоянно отвлекая зрителя от мелодраматичного сюжета. Найдя место в одном фильме для больших и не очень актеров театра и кино, а также парочки звезд вечернего прайм-тайма, Бархатов каждого из них представляет в немного неряшливом виде, выводя новый – немного комичный, немного мечтательный образ физика-ядерщика. Не супергероя, как в цитируемых в «Иване» «Девяти днях одного года» Ромма. А вполне обычных умных людей, которые в свободное от расщепления атома время занимаются йогой, устраивают дружеские вечеринки, забираются по дереву в окно любимой девушки и смотрят футбол в компании отца и только что выловленной из пруда сетки с холодным пивом. Максим Курочкин так и говорит: «Я хотел написать сценарий о том, как непросто приходится в любви всем, даже веселым людям». А режиссер добавляет:

– Чаще всего, когда мы говорим «атомная промышленность», подразумеваем сразу катастрофу, ужасы и кошмары. Одна из моих задач состояла в том, чтобы изменить негативное отношение к «атомной» теме, перебив его простой, иронической, человеческой историей про любовь и мирный атом.

Тяга к человеческой истории перевешивает интерес к мирному атому. Потому и бетонные энергоблоки и пульт управления АЭС, хоть и настоящие, выглядят все теми же декорациями. Потому и научных терминов в фильме куда меньше, чем препирательств с родной матерью, намеревающейся заглянуть в комнату сына в тот момент, когда его девушка обдумывает в голове мысль о разрыве. (Маму не останавливают даже наклейки с пиктограммой «Осторожно, радиация!» на полупрозрачном стекле.)

«Атомный Иван» вряд ли дотянется до премии уровня «Золотой маски» в кино (хотя пара призов на фестивалях у него уже есть). Но в этой непритязательности нет ничего плохого. В конце концов, на экране зритель услышит много хороших шуток и увидит разных приятных людей, которым по всем внешним признакам – очень хорошо.

Что для нашего кино уже само по себе – большая редкость.

Елена ШУВАЛОВА


 
По теме
25 марта 2023 года представители Молодежного совета и сотрудники УФК по Курской области возложили цветы к стихийному мемориалу «Скорбящая мать» Георгиевского сквера Курска в память о погибших в ужасной трагедии в «Крокус
Федеральное казначейство