Друг Христов

Фото: kursk-izvestia.ru
21 мая – память апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98 – 117) – подзаголовок

 

Священное Писание Ветхого и Нового Завета, содержа в себе начала чистейшей нравственности и преподавая множество прекрасных правил касательно разных добродетелей, не даёт открытых наставлений в отношении к добродетели дружества.

Между тем нет ни одной книги, в коей находилось бы столько примеров и образцов для истинного дружества, как в книгах Ветхого и Нового Завета. Но всего более поучителен пример Самого Иисуса Христа, ибо и Ему Самому благоугодно было оставить нам в Своём лице образец дружества. Вы знаете, кто был удостоен чести быть другом Богочеловека; это сей самый апостол, коего память мы ублажаем ныне.

Святой Иоанн имел все качества, потребные для возбуждения и поддержания святой любви дружеской. Особенная приверженность его к своему Учителю украшалась в нём особенною невинностью нравов и чистотою сердца; ум возвышенный соединялся в Иоанне с такою полнотою чувств любви в сердце, которая уступала одной преизбыточествующей полноте любви Иисусовой. Учитель и святой ученик соединились между собою узами дружеского единства.

Всякое дружество слагается из любви, доверенности и общительности, но в истинном дружестве любовь должна быть без страсти, доверенность – без неосмотрительности, общительность – без расточения.

Иисус был самым нежным и обязательным другом. Уединяется ли Он для воскрешения мёртвых, – друг его получает позволение присутствовать при совершении столь великого чуда (Лк. 8; 51). Восходит ли на гору для Преображения, – Его слава кажется Ему несовершенною, если друг Его не будет её свидетелем (Мф. 17; 1). Потребны ли утешители в скорбные минуты пред наступлением страданий, – друг Его в числе их (Мф. 26; 37). Нужно ли приготовить вечерю, на которой место пасхального агнца должны заступить Тело и Кровь Иисуса, приготовление её возлагается на друга (Лк. 22; 8). В продолжение этой вечери Господь Иисус с беспримерною нежностью удостаивает своего друга возлежания на Своих персях (Ин. 13; 23).

Но любовь Иисуса Христа была любовью Богочеловека; в ней не приметно ни малейших следов пристрастия, столь много обезображивающего любовь человеческую. Жители весей Самарянских возбраняют Иисусу Христу вход в их пределы; друг Его, в жару негодования, просит позволения низвести, подобно Илии, огонь с небес для потребления жилищ людей бесчувственных и беззаконных. Господь Иисус, напротив, поспешает угасить и тот огонь, коим объята была душа Его друга, и упрекает его в неведении своего духа: «Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9; 55, 56). Вообще, земная жизнь Иисуса Христа содержит в себе столько же обличений Иоанна заблуждающегося, сколько знаков благоволения к Иоанну, справедливо ревнующему по истине, поскольку любовь к нему Господа Иисуса была любовь не земная, обыкновенная, а истинная и святая.

Напротив, нашею любовью к друзьям по большей части управляет пристрастие. Как всё не нравится нам в том, кого мы ненавидим, так всё восхищает нас в том, кого мы любим. Вместо того, чтобы пользоваться дружескою близостью для взаимного замечания несовершенств и для исправления их, мы почитаем как бы некоторым долгом не замечать недостатков друга; и даже, когда оные так видимы, что не могут не быть замеченными, всё наше попечение ограничивается тем, чтобы, сколько возможно, извинять их. А таким образом взаимная любовь, будучи превращаема страстью, губит более людей, нежели самая ненависть и вражда.

О, будем любить друзей наших по примеру Иисуса, любить не для собственного удовольствия, а для их блага, для их и нашей добродетели! Узы дружества не только не должны лишать нас свободы видеть недостатки друзей наших, но и налагают на нас необходимость быть хранителями их нравственного совершенства.

Дружеская любовь, как мы сказали, не может ещё быть без взаимной доверенности. Святой Иоанн был преимущественным Его другом, поелику пользовался преимущественною к нему доверенностью Иисуса не только в продолжение Его земной жизни, но (если позволено простереть взор далее) и в состоянии Его прославления. Так, тайна предателя, которую, по-видимому, Иисус желал сокрыть от прочих учеников Своих, открывается одному Иоанну. Сия-то доверенность, без сомнения, была причиною, что ученики Иисуса употребляли Иоанна вместо посредника к узнанию сокровеннейших намерений своего Учителя; а по воскресении Его с таким любопытством желали знать от Него о будущей судьбе Его друга: «Господи, сей же что?» (Ин. 21; 21).

В самом деле, Иоанн и по воскресении своего Божественного друга остался преимущественным хранителем Его тайн. И, во-первых, тайн Божественного лица Иисусова: вечное бытие, рождение и Божественность Слова, таинственное соединение Его с человечеством в лице Господа Иисуса, действительность присутствия Тела и Крови Богочеловека под видом хлеба и вина, – эти тайны Божественного лица Иисусова никем не описаны с такою ясностью, как святым Иоанном. Тайны дома Божия, то есть Церкви Христовой, как то её возрастание, угнетение и успехи; наконец, тайны Царствия Небесного – конечное торжество Агнца над змием, вечное блаженство праведных и решительное отвержение нечестивых – изображены также святым Иоанном в его дивном Откровении. Иисус Христос, будучи уже на Престоле славы со Отцом, принял сии тайны от Отца и поелику Сам не мог оставить славы Своей, послал Ангела Своего для сообщения их, в пользу Церкви, Своему другу.

Но не может ли быть некоторых тайн и между друзьями? Не должны ли иногда и друзья сокрывать нечто один от другого? Должны, особенно когда они не состоят во взаимной соподчинённости равенства по состояниям. Пример Самого Иисуса Христа утверждает сие правило во всей силе.

Апостолы, ещё не совершенно свободные от предрассудка о земном царстве Мессии, по воскресении своего Учителя предлагают Ему вопрос о времени утверждения Его царства на земле: «Господи, аще в лето сие устрояеши царствие Израилево?» (Деян. 1; 6). Судя по живости характера Иоаннова, должно думать, что он был в числе первых виновников сего вопроса. Но Господь Иисус отвечает решительно Своим ученикам, что не их дело судить о том, что Отец предоставил Своей воле. Открыв Иоанну всё то, что предоставлено было Его власти, Богочеловек не сообщает той тайны, коея откровение Отец Небесный предоставил Себе Самому.

Пример дружеского умолчания, достойный всегдашнего подражания! Но как мало и как редко подражают ему! Как часто под видом дружеских тайн сообщают то, от чего зависят честь, покой, счастье, даже жизнь ближнего, не заботясь нимало о следствиях своей безрассудной откровенности; не имея другого побуждения быть откровенным, кроме удовольствия занять своего друга насчёт чести ближнего! Мы совсем забываем, что предание тайны ближнего, хотя бы и другу, есть похищение, и притом весьма бесчестное для нас, самое обидное для ближнего. Закон дружества требует откровенности, но откровенности осмотрительной, не соединённой с нарушением правил скромности в отношении к себе и другим.

Истинные друзья, далее, не могут не быть общительны. Иисус Христос был так беден, что не имел где преклонить главу; но «имел духа без меры» (Ин. 3; 34). Он не мог посаждать на Престоле земной славы; но имел власть поставлять иных апостолами, других пророками, сих учителями (Еф. 4; 11–12). Обладая такими дарами, Он в избытке сообщил их Своему другу. Иоанн соделан им апостолом Малоазийских Церквей, там, где был самый престол сатаны (Откр. 2; 13); евангелистом, передавшим нам из жизни своего Учителя самое драгоценное – Его беседы; учителем, поучавшим самой высшей добродетели – любви; мучеником, засвидетельствовавшим веру свою огнём, ядом и изгнанием; девственником и вместе хранителем Чистейшей из дев. Из уст, можно сказать, самой смерти Иисус простирает к Иоанну голос Свой и завещает ему всё то, что для Него яко Человека оставалось на земле драгоценнейшего – Свою Матерь: «Глагола ученику: се, Мати твоя!» (Ин. 19; 27).

Но даруя столько Иоанну, оставлял ли Господь без знаков Своей щедродательности прочих учеников? «Он находил, – говорит святитель Златоуст (Беседы на Евангелие от Матфея), – в любви Иоанна более тихости и нежности, но в то же время замечал в вере Петра более живости и решительности; посему первого любил нежнее, а последнего – возвышеннее; первому вручил Свою Матерь, яко дар любви, более приличный простому его характеру; последнему обещал преимущество «утверждения в вере своих братий».

Мы, напротив, если не бываем скупы, то даём без меры, не соразмеряясь ни с качеством, ни с состоянием, ни с заслугами друзей наших. Поток благодеяний наших, будучи направлен в одну какую-либо сторону, все прочие оставляет сухими и бесплодными.

Кто любит Бога, у того образ дружества Иисусова будет всегда пред очами; тот будет любить друзей своих, но без страсти, будет открывать пред ними сердце своё, но не изменяя тайнам, ему вверенным, будет, наконец, делиться с ними своими благами, но не изливая их на одного так, чтобы ничего не оставалось для других.

 

Святитель Иннокентий (Борисов),

архиепископ Херсонский и Таврический, из «Слова в день Иоанна Богослова, на всенощном бдении»

 

Приход храма святых Царственных Страстотерпцев г. Курска 9 – 10 июня организует паломническую поездку Москва: храм Христа Спасителя, мощи святителя Николая Чудотворца из г. Бари (Италия). Пребывание мощей святителя Николая в Москве – уникальное событие: за 930 лет пребывания в Бари они никогда не покидали города. Отъезд 9 июня (пятница) в 19.00 от храма святых Царственных Страстотерпцев (ул. Прогулочная, 5-е). Возвращение 10 июня ночью. Запись по тел.: 8-910-311-37-57, 58-36-32 Пожертвование 1700 руб.
 
По теме
О славе временной и вечной - Курские Известия Об одной из тяжёлых душевных язв наших – о честолюбии – намерен я ныне говорить вам   У евангелиста Луки читаем нечто изумляющее нас о том, что произошло на Тайной вечере, когда Господь наш Иисус Христос сказал апостолам,
13.06.2017
 
00 - Курская епархия 12 июня, в день рождения молитвенного покровителя скита святого благоверного князя Александра Невского д. Шуклинка Курского района, в Никольском храме  был отслужен молебен, а также состоялся крестный ход.
15.06.2018
Под святым омофором - Газета Знамя Победы С каждым годом растет популярность Курской Коренской ярмарки и ее масштабы набирают обороты.
15.06.2018
 
IMG_7283 - Курская епархия 10 июня 2018 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, митрополит Курский и Рыльский Герман совершил Божественную литургию в Знаменском кафедральном соборе Курска.
14.06.2018
IMG_3745_result - Курская епархия 11 июня, в день памяти святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского, состоялось радостное историческое событие – на купол строящегося храма в честь святителя  в д. Муравлево Курского района был воздвигнут крест.
14.06.2018
Внимание! Туман - МЧС По прогнозу Курского Гидрометцентра на территории Курской области с 21.00 18.06.2018 по 21:00 19.06.2018 переменная облачность.
18.06.2018 МЧС
Под святым омофором - Газета Знамя Победы С каждым годом растет популярность Курской Коренской ярмарки и ее масштабы набирают обороты.
15.06.2018 Газета Знамя Победы
Читатели поют: в Железногорске прошел необычный концерт - Газета Железногорские новости 15 июня в Центральной библиотеке им. Е.Носова выступила Кристина Питула – лауреат многочисленных творческих конкурсов, участница телепроектов «Фактор А», «ДОстояние РЕспублики», «Звезды против караоке».
18.06.2018 Газета Железногорские новости
В курском парке выступила хоровая капелла - Курские Известия Насладиться пением артистов концертно-творческого центра "Звёздный" могли все желающие   Академический вокал привлёк внимание многих отдыхающих в городском парке Героев Гражданской войны.
18.06.2018 Курские Известия
9 июня отшумела XVIII межрегиональная универсальная оптово-розничная Курская Коренская ярмарка – одна из крупнейших в центральной части страны.
18.06.2018 Газета Курьер
Во Льговском краеведческом музее работают сейчас две выставки: художественная под названием «Талантливые льговчане» и «История в чемодане» – эволюция сумок».
18.06.2018 Газета Курьер
Курские парламентарии играли в футбол - Единая Россия Товарищеский матч между депутатами Курской областной Думы и Курского городского Собрания, приуроченный ко Дню России и Чемпионату мира по футболу, 15 июня прошёл на стадионе «Меркурий» города Курска.
18.06.2018 Единая Россия
Чем успел отметиться ЧМ 2018 - Vkurske.Com Любое крупное спортивное событие мирового масштаба – это не только праздник для спортсменов и их фанатов.
18.06.2018 Vkurske.Com
«Авангард» (Курск) начинает спарринги - Друг для Друга В рамках первого этапа подготовки к новому сезону в Футбольной национальной лиге (ФНЛ) курский «Авангард» начинает серию контрольных матчей.
18.06.2018 Друг для Друга
В России матчем Россия – Саудовская Аравия в московских «Лужниках» стартовал долгожданный чемпионат мира по футболу.
18.06.2018 Газета Курьер
Юная баскетболистка «Динамо» (Курск) Мария Вадеева, перед этим сезоном выбранная на драфте женской НБА (WNBA) клубом «Лос-Анджелес Спаркс», 15 июня дебютировала в сильнейшей заокеанской лиге.
18.06.2018 Друг для Друга
Курские парламентарии играли в футбол - Единая Россия Товарищеский матч между депутатами Курской областной Думы и Курского городского Собрания, приуроченный ко Дню России и Чемпионату мира по футболу, 15 июня прошёл на стадионе «Меркурий» города Курска.
18.06.2018 Единая Россия
В рамках контрольно-надзорных мероприятий на рынке Мценского района Орловской области должностным лицом Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям установлены два факта реализации 1000 штук саженцев пло
18.06.2018 Россельхознадзор
Проезд по улице Ленина будет ограничен 27 июня с 17.45 до 18.00. Движение автомобильного транспорта на 15 минут будет прекращено на участке центральной улицы от загса до бассейна «Нептун».
18.06.2018 Эхо недели