Графика и скульптура XIX – XX веков наглядно показывает, как в изобразительном мире развивался жанр портрета.
«Вернисаж полностью собран из работ, хранящихся в наших собственных фондах, – рассказывает составитель выставки, художник-реставратор галереи Михаил Денисов, – но даже мы, сотрудники, многие из них видим впервые. В нашем собрании очень много рисунков, мы могли бы сделать экспозицию только из одних старинных гравюр, но хотелось показать именно эволюцию портрета, как со временем менялось отношение художника к человеку».
Начинается выставка с «ученического академизма». Гравюры и офорты XIX века поражают своей натуралистичностью, мастеровитостью и вниманием к деталям. Есть здесь и акварели, одно из любимых увлечений русского дворянства. А ещё работы лучших голов изобразительного искусства – Серова, Кустодиева, Репина, Кипренского, Вилле, Райта... Полноценные портреты и эскизы к тематическим картинам.
«Совсем другие портреты рисовали художники в XX веке, – продолжает искусствовед. – Появился фотоаппарат, который отвечал за сходство изображения и натурщика. Реализм сменился образным пониманием модели, появились гротескные рисунки и даже карикатуры. Форме предпочли содержание, внутренний мир. Мы постарались показать и этот этап на нашей выставке».
Надо сказать, что в экспозиции можно увидеть едва ли не все графические техники: уголь, карандаш, тушь, перо, сухая игла, сангина, литография и другие.
Особое внимание уделили галеристы скульптуре. Головы, точнее, бюсты Ленина, Гоголя, Стравинского, «Русская девочка в кокошнике», выполненные в разном материале – мраморе, гипсе, бронзе, стекле... Не скучно стоят вдоль галерейной стены, а собраны в замысловатую инсталляцию, словно ведут свой собственный диалог.
Доступны посетителям и два фильма. Один снят в стенах Дейнеки, учит рисовать автопортрет. Второй рассказывает об особенностях восприятия головы и лица, об обманах зрения, когда нашим сознанием управляет мозг, а не глаза.
«Нам кажется, что выставка «Голова» заинтересует курян, – уверена научный сотрудник галереи Александра Кравченко. – Она будет понятна и широкому кругу зрителей, и специалистам, например, студентам худграфа. Здесь можно проследить все техники и направления. Можно понять, как великие художники отражали внутренний мир человека и, отчасти, свой собственный».
Владимир Молчанов.