Андрон Кончаловский: «Хороший фильм можно снять и на айфон»

Таких зовут «живыми классиками». Пока одни сравнивают его — в лучшую или худшую сторону — с братом-коллегой, другие вписывают в один ряд с самыми знаменитыми режиссерами мира. Он не утратил творческой энергии даже в весьма почтенном возрасте. Он парадоксален, элегантен и суров. Но строгий учитель — это тот, кто, по его мнению, нужен для правильного развития и ребенку, и обществу… А на днях он привез очередную награду с Венецианского кинофестиваля. Его картина «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», снятая в глубинке на русском Севере, отмечена за лучшую режиссуру.

«Нравиться — гадкое чувство»
- Из Венеции вы не уезжали без наград. Но этот фильм непривычный. Это сознательный риск?..
- Первый раз мне вручали здесь награду 52 года назад. Как и тогда, я все еще чувствую себя ребенком во время Рождества, который получил подарок. Хотя в начале я был более заинтересован в признании и призах, нежели сейчас. Раньше казалось, что если не будет приза, то карьера не состоялась. Но сегодня хочется снимать лишь те фильмы, которые нравятся, без оглядки на официальные церемонии и вручения. Правда, когда приезжаешь на фестиваль, постепенно охватывает такое гадкое чувство! Хочется нравиться! Это как рулетка, начинаешь выигрывать, чтобы в конце все проиграть.
- Говорят, «Белые ночи…» завершают трилогию о сельской жизни, начатой «Историей Аси Клячиной…» и продолженной «Курочкой Рябой». Это так?
- Летопись русской жизни у меня началась с «Андрея Рублева», прошла через «Дворянское гнездо», «Сибириаду», «Дядю Ваню», «Романс о влюбленных»…
- Какой реакции на фильм вы ожидаете дома и видели ли этот фильм ваши герои?
- Леша Тряпицын и его соседи — не видели. Я, конечно, обязательно покажу. Но их вряд ли заинтересует. Они живут своей жизнью и счастливы. Им не нужна шумиха, они ее не поймут. Более того, было бы бесчеловечно с моей стороны выставлять этих людей напоказ и тем самым коверкать им жизнь. У меня был подобный горький опыт: снимал киномеханика Сталина и привез его на фестиваль в Берлин. Тот так ошалел от семги и колбасы в магазинах, что в первый же день объелся, а потом умер. Что касается российского зрителя, то думаю, многим мой фильм не понравится. Они видят эти картины каждый день. А вот в Европе зрители отнесутся с любопытством. Они не поверят, что еще есть места на земле, где так живут люди. Что касается меня, то я пока сделаю перерыв и вернусь в театр.
- Кстати, какие у вас дальнейшие творческие планы?
- В Неаполе ставил «Укрощение строптивой». В Театре Моссовета уже несколько лет идут «Дядя Ваня» и «Три сестры» с одним и тем же составом. Надеюсь поставить «Вишневый сад», чтобы закончить как раз трилогию. Вот ставлю Софокла в Виченце и, может, в Сиракузах тоже греческую трагедию. Заканчиваем с Эдуардом Артемьевым и Юрием Ряшенцевым клавир и партитуру постановки «Преступления и наказания» как рок-оперы. Вообще, много разных идей, точнее, уже обязательств, которые я, дай бог, смогу выполнить.
- О ком из интересных и умных людей, с которыми вы встречались, чаще всего вспоминаете?
- О Рахманинове. Хотя я с ним не встречался. Если бы государство дало мне денег, я бы снял «Рахманинова». У нас практически нет фильмов о высшей точке развития России — о рубеже веков. Нет фильма о Чехове, о Шаляпине, лишь один и давний — о Чайковском… О Толстом, к которому я имел отношение, снят на деньги немцев и американцев, как это ни позорно. А ведь все эти художники, которые составили славу России, были частью именно европейской России, той самой, которая была потом побеждена и рассеяна. Рахманинов для меня — один из гениев, перед которым я преклоняюсь. И, наряду с Чеховым, — мой духовный ментор. Что касается финансирования, большой фильм не обязательно должен иметь большой бюджет. Эпическое в кино — это не количество статистов, лошадей или танков, эпика находится внутри героя. Когда король Лир стоит один и взывает к небесам, бросая им вызов, это может потрясать больше, чем десять тысяч всадников, которых теперь с легкостью рисуют с помощью компьютерной графики. Убежден, что хороший фильм можно снять даже на айфон. Талант режиссера, на мой взгляд, заключается в способности не только любить своих героев, но и заразить этой любовью людей, которые пришли в темный зал с улицы.


- В конце «нулевых» умами россиян владел гламур, вы сняли про это фильм «Глянец». А что сейчас сверхидея общества?
- Я не знаю. Не выпускать малолетних дочерей на улицу. Трудно сказать. Когда вы говорите «общество», кого имеете в виду?
- Людей, живущих в нашей стране…
- Люди не составляют общество. Общество составляют граждане, а граждан у нас очень мало. Есть население и власть. Как в Африке. И, как в Африке, народ как был языческим, так во многом им и остается. Религия — это не ритуал, это ощущение своих обязанностей. Сначала перед собой, перед семьей, а потом перед Богом. Если не будет ответственности перед семьей, неважно, как он относится к Богу, полторы тысячи малолетних детей в год будут изнасилованы и убиты, как у нас сейчас происходит. Вероятность того, что люди пойдут в церковь подумать о своем внутреннем, этическом комплексе, очень низкая. Это можно смотреть по статистике педофилии, алкоголизма, наркомании, бытовых убийств и т.д. Стать европейцем значит осознать свои права, но прежде осознать свои обязанности.
- Это путь к счастью для России — европейские ценности?
- Я не знаю, что такое путь к счастью. Я думаю, что счастье — это дышать, слышать, видеть, быть живым и когда не болит один орган. Когда болят разные — это ничего, а когда один все время болит — это опасно.
Это страшное
слово — «тусовки»…
- Вам много лет, но выглядите вы молодо. Это что, гены, гимнастика, витамины?
- Откуда я знаю? Могу сказать только, что когда у меня нет энергии, я себя чувствую очень плохо. И любыми способами стараюсь ее вернуть. Только когда чувствуешь энергию в себе, тогда, собственно, и живешь. Рецепты тут самые простые: когда работаешь, адреналина вырабатывается много, а это и есть энергия. А в остальном важно, чем ты дышишь, что ты ешь и сколько ты спишь. Когда говорят: надо пить больше воды, есть полезные продукты, дышать чистым воздухом, — мы отмахиваемся: «Да-да, конечно». А вот если следовать этим простым советам, можно значительно улучшить качество жизни. У меня правила простые: я стараюсь треть жизни проводить за городом, пропотеть ежедневно от физической нагрузки, пить много воды.
- Быть и казаться — вам наверняка приходилось бывать в последнем положении. Как вы себя чувствовали?
- Конечно, казаться всегда противно. Но иногда ты готов пожертвовать — душевным, человеческим комфортом. Обычно это бывает при встрече с «нужными людьми»: с ними приходится сидеть, пить, общаться. Второе, что я терпеть не могу, — это называемое страшным словом «тусовки». Я там не нахожу себе применения никакого. Обед на 200 человек, когда каждый говорит тост, выдержать не могу. У нас дома больше восьми не собирается. Я в этом отношении абсолютно частный.
- Вам говорили, конечно, вот Юлия Высоцкая — ваша жена, поэтому вы ее снимаете в кино и в театре даете роли…
- Я ее взял потому, что она хорошая актриса. Если б была плохая, я б ее не снимал! Нельзя снимать плохую актрису, это позор и для нее, и для меня. Бездарность тащить бесполезно, это глупо, это делает несчастными всех. А Юля — талант!

Личное дело
Родился 20 августа 1937 года в Москве в семье известных литераторов Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской. Настоящее имя — Андрей, с началом творческой деятельности стал именовать себя Андроном (так его звал дед, художник Петр Кончаловский). Учился в Центральной музыкальной школе, затем — в Московской консерватории, откуда ушел на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Дебютировал фильмом «Первый учитель» по повести Чингиза Айтматова. Первый успех за рубежом — «Дядя Ваня» (приз фестиваля в Сан-Себастьяне). В 1980 году уехал в Голливуд, снял ряд фильмов, из них самыми успешными были «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом и «Одиссея». В 2005 году основан «Продюсерский центр Андрея Кончаловского», который создает программы для ведущих каналов российского телевидения, продюсирует театральные постановки, осуществляет издательские проекты. Имеет ряд высших наград кино и ТВ, включая Гран-при Каннского фестиваля, «Эмми», «Серебряный Георгий». Последняя на этот момент — «Серебряный лев» Венецианского фестиваля за «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (сентябрь 2014 г.).
Жены — балерина Ирина Кандат (с 1955 по 1957), актриса Наталья Аринбасарова (1965 — 1969), востоковед Вивиан Годе (1969 — 1980), телеведущие Ирина Мартынова (1990 — 1997) и Юлия Высоцкая (с 1998). У режиссера семеро детей и восемь внуков.

tonnel.ru, izvestia.ru, piter-m.ru, russian-bazaar.com, top.rbc.ru, chaskor.ru

1438 , Кончаловский
 
По теме
В Центре молодежи города Железногорска прошла встреча допризывной молодежи с ветераном ВС России – Владимиром Климентьевым, участниками СВО – Леонидом Порохней и Иваном Корсаковым,
Яркие творческие номера, мастер-классы по русским ремёслам, атмосфера дружбы и единения - в Областном дворце молодежи прошел фестиваль национальных культур «Друзья рядом».
В рамках I этапа Общероссийской акции «Сообщи, где торгуют смертью!» , который на территории нашего города проходил с 18 до 29 марта 2024 года, в библиотеках города Щигры были проведены:
Даже кроманьонца помыли! - Краеведческий музей Кроманьонец — это общее название ранних представителей современного человека, которые появились в Европе значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними 40–30 тысяч лет назад.
Краеведческий музей