Крестному ходу с иконой «Знамение» – 400 лет

Ежегодно крестный ход с иконой «Знамение» собирает десятки тысяч верующих
«Крестный ход в Курской губернии», Илья Репин
Фото: www.dddkursk.ru

8 июня пройдет крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной. Нашу главную святыню перенесут из Знаменского кафедрального собора Курска в летнюю резиденцию – монастырь Коренная пустынь в местечке Свобода Золотухинского района.

Ежегодно крестный ход с иконой «Знамение» собирает десятки тысяч верующих

Нынешний год особенный – одному из самых знаменитых религиозных шествий в России исполняется 400 лет. Первый в истории крестный ход с Курской-Коренной иконой состоялся в 1618 году, в девятую пятницу по Пасхе по указу царя Михаила Федоровича. Принято считать, что в годы советской власти такие шествия не совершались, ведь официально они были запрещены. Но курские историки отмечают: это не так.

– Крестный ход с иконой «Знамение» не прерывался никогда. Даже во времена самых суровых гонений на церковь и запретов всего, связанного с религией, люди тайком шли к закрытому монастырю со своими домашними иконами почтить образ Богородицы, – говорит научный сотрудник Регионального открытого социального института Юлия Мурашова.

Несколько лет назад, обучаясь на факультете сервиса и туризма, она заинтересовалась темой православного туризма, а затем и паломничества. В итоге за основу дипломной работы студентка взяла историю крестного хода с Курской-Коренной иконой. Потом на эту же тему написала кандидатскую диссертацию. Все собранные материалы Юлия со своим научным руководителем Александром Апанасенком объединили в книгу «Православное паломничество в Курскую Коренную пустынь: 1861–1991 год». Она вышла в этом году – как раз к 400-летию крестного хода с иконой «Знамение».

– Почему взяли именно эти годы? Во-первых, в 1861-м было отменено крепостное право и, естественно, повысилась мобильность населения. Также в этом году начал действовать главный храм Коренной пустыни – во имя Пресвятой Богородицы. А 1991-й – год возрождения крестного хода, – поясняет Юлия.

Во второй половине ХIХ века крестный ход с иконой «Знамение» собирал десятки тысяч участников. Современники рассказывали: шествие было настолько массовым, что когда первые богомольцы входили в Коренную пустынь, те, кто его замыкал, только выходили из ворот Знаменского монастыря Курска.

В «Курских губернских ведомостях» за 1862 год есть заметка, в которой говорится, что в 1830-х годах губернатор П. Н. Демидов, желая узнать, сколько пришло крестьян на проводы святой иконы, дал приказ оставлять за Московскими воротами дорожные посохи, с которыми они приходят. После подсчета этих посохов оказалось, что паломников было не менее 143 тысяч человек.

«Странные» люди и «христовы невесты»

Авторы книги выделяют четыре типа паломников в Коренную пустынь. Первый, самый массовый: простые верующие – крестьяне и ремесленники. Второй тип – профессиональные «странники». Для таких людей участие в церковных шествиях и паломничествах к святыням было основным занятием в жизни. Курские крестьяне называли таких участников крестных ходов «странными» людьми. Третий тип – жертвователи – обеспеченные и даже состоятельные люди, которые ощущали неполноценность своей духовной жизни или нравственные изъяны своей деятельности. Четвертый тип паломников составляли женщины, именовавшиеся в народе «богомолки – христовы невесты». В отличие от «профессиональных» странников, обычно приходивших издалека, женщины жили относительно близко и регулярно совершали паломничества к «своим» святыням.

«Из дальних губерний паломники добирались в Курск по обетам либо для испрошения «милости», либо по благодарственным обетам. Людей влекла надежда на исцеление от болезней, избавление от преследующих житейских неудач, желание выразить за это благодарность. Также довольно часто причинами паломничества выступали неурожай, засуха, которые рассматривались простыми людьми как проявление «божьего гнева»... В ведомостях, где фиксировались наиболее крупные пожертвования вместе с именами и местами проживания жертвователей, можно найти Москву, Могилевскую, Московскую, Тамбовскую, Орловскую, Олонецкую, Нижегородскую, Херсонскую и другие губернии».

Стихийные шествия с домашними иконами

После Гражданской войны главная курская святыня, обретенная в Коренной пустыни в 1295 году, покинула родную землю. Вначале оказалась в Белгороде, затем в Таганроге, а 1 апреля 1920 года епископ Курский Феофан (Гаврилов) на пароходе «Святой Николай» привез икону в Сербию. 30 лет она находилась в Европе, а с 1950-го – в США. Под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь, где несколько лет пребывала Курская-Коренная икона. С 1957 года она находится в посвященном ей Знаменском соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке, являясь главной святыней Русской православной церкви за границей.

После того как чудотворный образ увезли, новые власти надеялись, что массовое паломничество в Коренную пустынь прекратится, но этого не случилось. В 1920 году по просьбе Курского епархиального совета вновь был совершен крестный ход. Впервые он проходил со списком иконы «Знамение». Уже на следующий год шествие пытались запретить. И снова безрезультатно.

Впоследствии представители советской власти скрывали факт массовых крестных ходов после революции, что, в общем-то, вполне объяснимо. В 1923-м Коренная пустынь была закрыта. В 1924–1926 годы был разрушен главный собор монастыря, храм Живоносного источника и кладбищенская церковь, проданы колокола. О легальных крестных ходах уже не могло быть и речи.

Во время Великой Отечественной войны повсеместно заново массово открываются храмы и монастыри. В 1944 году возрождается традиция крестного хода в Коренную пустынь. Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви рапортовал: «В Курске в так называемый у верующих день «9-я Пятница» (после Пасхи) существовал древний обычай ходить с крестным ходом из города в Коренную пустынь к колодцу. Так и в этот год в церквях города стеклось очень большое количество народа, и после богослужения народ без священников, доставший где-то иконы, цветы, стихийно двинулся из центра в Коренную пустынь. Группы народа образовали шествие, в котором приняли участие не менее 2000 человек…» Количество паломников к закрытому монастырю с каждым годом росло. К 1948 году их насчитывалось уже свыше 14 тысяч.

«Как следует из доклада курского уполномоченного за 2-й квартал 1948 года, 2 июля около Знаменского собора собралось около 7 тысяч человек, такое же количество пришло к Введенской церкви... Духовенство формально в шествии участия не принимало, но исподволь поддерживало крестный ход: например, колокольный звон по окончании молебна стал сигналом к началу шествия, – пишут авторы книги. – Наблюдатели отметили, что основную массу верующих составляли женщины, большинство среднего возраста, мужчин было очень мало. Многие из верующих прибыли из других близлежащих городов, сел и районов. Женщины несли в руках прикрепленные к палкам иконы. Как писал уполномоченный Совета по делам РПЦ, «масса была фанатично настроена, тянулись руки к иконам, некоторые стремились поцеловать их, приложиться к ним».

Власти размышляли, как запретить молитвенное шествие. Поддержку стали искать у духовенства. И нашли. Как пишут авторы книги, в 1949 году замещавший епископа Нестора епископ Гавриил отдал официальный указ, в котором говорилось, что подобное движение верующих не является крестным ходом и «естественно непонятно»: «подлинной иконы нет, нет и самой Коренной пустыни», что такого рода массовые движения не предусмотрены ни положением об управлении РПЦ, ни гражданскими законами, а следовательно, являются самочинными и не могут быть одобрены церковью. Почитать Богородицу ради ее образа «Знамение» этот епископ предложил строго в стенах храмов. В указе также говорилось, что «шествие же по улицам пресвященный не благословляет, а клир предупреждает за содействие привлечь к строгой ответственности».

Авторы книги подчеркивают: из этого же документа можно узнать факты неподчинения воле епископа со стороны большинства верующих. Однако число паломников к закрытому монастырю уменьшилось. Но в 1952 году масштаб снова стал расти. «В наше советское время крестных ходов, как это проводилось раньше духовенством, нет, но шествие в Коренную пустынь продолжает быть стихийно», – писал уполномоченный. Он отмечал, что движение неорганизованно, люди шли отдельными группами, некоторые несли на палках домашние иконы «Знамение».

В годы правления Хрущева борьба с традициями православных ходов усилилась. В это время из Курска до Коренной пустыни добирались лишь несколько человек.

Впервые после запрета в 1959-м крестный ход с иконой «Знамение» состоялся 15 июня 1990 года. Через год он приобрел традиционные очертания, участвовали более 5 тысяч верующих, среди которых были и представители зарубежья. Многовековая традиция возродилась. С 2009 года подлинник чудотворной иконы «Знамение» привозят в Россию. Он участвует в одном из двух ежегодных крестных ходов, как правило, в осеннем – из Коренной пустыни в Курск в сентябре.

Крестный ход глазами писателей

Свои зарисовки о крестном ходе в Коренной пустыни оставили многие литераторы. Виссариону Белинскому не повезло с погодой. В письме жене он описывал город и дорогу в Коренную, как сплошное болото: «В Курск приехали в четверг. И в тот же день поплыли на знаменитую Коренную ярмарку. И уж подлинно поплыли, потому что жидкая грязь по колено и лужи выше брюха лошадям были беспрестанно. Через четыре часа, наконец, увидели ярмарку, по пояс сидящую в грязи. За 20 рублей в сутки нашли комнату, маленькую, грязную, и той были рады без памяти. На другой день поехали назад, в Курск. На полдороге встретился крестный ход. Вообрази 20 тысяч народу, врозбить идущего по колена в грязи, и который, пройдя 27 верст, ляжет спать под открытым небом, в грязи, под дождем, при пяти градусах тепла. В Курске переменили лошадей, закусили и пустились плыть на Харьков».

Более светлые впечатления остались от ярмарки и крестного хода у Афанасия Фета: «Вдоль улицы показалась сплошная река непокрытых голов. Конные жандармы едва сдерживали приближающиеся народные волны, впереди которых шло многочисленное духовенство в блестящих ризах, а за ними на катафалке несли саму икону… О красных и галантерейных рядах Коренной ярмарки нельзя не упомянуть. Все переходы в ней ежедневно застилались свежею травою, по которой с утра до вечера разгуливали разодетые дамы, между которыми то и дело мелькали кавалерийские офицеры, преимущественно гусары, в полной форме с волочащимися саблями. Словом, это была знаменитая выставка невест, подкрепляемая балами в дворянском собрании».

На Максима Горького крестный ход произвел неизгладимое впечатление, даже 40 лет спустя он вспоминал: «Ужасное зрелище!» В записках более раннего периода можно найти: «Поразило невероятное количество нищих, всяких калек, уродов и больных».

А вот как описал курский крестный ход в «Картинах прошлого» Николай Лесков: «Приехали на Коренную ярмарку, когда Матерь Божия прошла из Курска, и старушка хозяйка нам про исцеления говорила престрашно. Одна испорченная не хотела под Образ пролезать, так ее протолкнули, – и исцелилась».

«Крестный ход в Курской губернии», Илья Репин
Картина Репина

Обложку книги о паломничестве в Коренную пустынь авторы украсили репродукцией известной картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии». Художник написал ее в 1880–1883 годы. Полотно можно увидеть в Третьяковской галерее.

Консервативная, но независимая газета той эпохи «Новое время» писала о полотне художника: «Как же можно сказать, что эта картина есть непристрастное изображение русской жизни, когда она в главных своих фигурах есть только лишь одно обличение, притом несправедливое, сильно преувеличенное... Можно ли допустить, чтобы верховой урядник мог забраться в самую тесноту толпы и не в городе, а среди большой дороги, и со всего взмаху бить народ плетью по головам, тем более в то время, когда тут же, вблизи него, и духовенство, и представители полицейской власти, и почетные лица города... Вот, мол, смотрите, какие они папуасы, говорит автор, какое их благочестие: бедный, несчастный народ бьют нагайкой, икону охраняют палкой, и никто из этих папуасов не чувствует, до какой степени он груб и дик, допуская подобное зверское самоуправство. Вот, по-моему, точка зрения художника... Нет, эта картина – не беспристрастное изображение русской жизни, а только изобличение взглядов художника на эту жизнь».

Считается, что художник весьма вольно обошелся с тем, что он видел. Из шествия изъяты все его элементы и участники, которые казались Репину вредными для композиции.

В прошлом году куряне могли увидеть этюд к картине Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии» под названием «Богомолки-странницы». Оригинал демонстрировали в курской картинной галерее имени А. А. Дейнеки в рамках выставки «Живописная Россия. Русская жанровая живопись второй половины XIX – начала ХХ веков из собрания Государственной Третьяковской галереи».

В Курске планируют воссоздать знаменитую картину Репина в натуральную величину. Ее размеры 1,78х2,85 метра. Для изготовления копии на холсте музейщики сфотографировали и оцифровали картину. Полотно будет размещено в историко-культурном центре «Коренная пустынь» в местечке Свобода.

Ещё новости о событии:

     8 июня, в 9-ю пятницу по Пасхе, состоялся  традиционный крестный ход с  иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной  из Знаменского мужского монастыря Курска в  Коренную Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь .
14:10 09.06.2018 Свято-Троицкий женский монастырь - Курск
Ежегодно крестный ход с иконой «Знамение» собирает десятки тысяч верующих - Друг для Друга
8 июня пройдет крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной.
13:33 09.06.2018 Друг для Друга - Курск
Первое упоминание о крестном ходе относится к 1618 году: по указу царя Михаила Федоровича в девятую пятницу после Пасхи святыня была торжественно перенесена из Знаменского монастыря в Коренную пустынь по случаю освящения
18:11 08.06.2018 Курская правда - Курск
Святыню доставили в летнюю резиденцию – Коренную Пустынь. Более 10 тысяч паломников проследовало за иконой из Курска в село Тазово, а оттуда через Долгое в монастырь.
15:41 08.06.2018 Городские Известия - Курск
 
По теме
15 июня 2018 года в 10-ю пятницу по Пасхе в с. Большое Солдатское. В с. Большое солдатское состоялся местночтимый ежегодный праздник св.влмч.Параскевы Пятницы.
2 июня православные верующие из разных уголков России и ближнего зарубежья приняли участие в торжествах в самом пограничном православном монастыре Курской области — Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области по состоянию на 18 марта 2024 года завершено проведение плановых документарных проверок в отношении следующих некоммерческих организаций:
С 18 марта по 4 мая у православных христиан Великий пост. В основе этого, самого важного и продолжительного из всех православных постов, лежит воспоминание о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, а последняя,
Газета Вести
Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Канон Андрея Критского. - Свято-Троицкий женский монастырь Начало вечернего богослужения в Курском Свято-Троицком женском монастыре в первые четыре дня Великого поста (великое повечерие с чтением канона преподобного  Андрея Критского) –  в 18.00.
Свято-Троицкий женский монастырь
Специалисты Курской ОМКБ осмотрели 78 пациентов в Железногорском районе - KurskTV.Ru Очередной выездной приём состоялся в Железногорской ЦРБ. Врачи Курской областной больницы в составе кардиолога, ревматолога, пульмонолога и сосудистого хирурга успели осмотреть и проконсультировать 78 человек.
KurskTV.Ru
Click to enlarge image 1.jpg - Межпоселенческая библиотека 18 марта в нашей стране отмечается важный праздник — День воссоединения Крыма с Россией В связи с 10-й годовщиной этого знаменательного события работники Верхнелюбажской сельской библиотеки совместно с советником дире
Межпоселенческая библиотека