Большинство управляющих компаний Курска не спешат признавать свои ошибки, а тем более платить за них рублём. Согласитесь, промахи в работе случаются у многих, и споры можно решить в досудебном порядке, найдя компромиссное решение, устраивающее обе стороны – и управляющую компанию, и собственника жилья. Но такие случаи единичны. Обычно конфликты заканчиваются судами, как, например, с залитием квартир на ул. Ясной, 1а. После трёх потопов в июле прошлого года люди обивали пороги ООО «Курский двор» с июля по декабрь, пытаясь получить компенсацию за ущерб.
– Первый раз нас залило, когда нас не было дома, – вспоминает Валентина Дойникова. – Тревогу подняли соседи с нижнего седьмого этажа. Сначала мы думали, что забыли закрыть кран и придётся платить нижней квартире за ремонт, но когда муж приехал домой и увидел всех соседей на площадке, понял, что это ливень виноват.
Три раза квартиры многоэтажки заливало с девятого по седьмой этажи. После каждого потопа пострадавшие обращались в свою «управляйку» с просьбой залатать дырявую крышу.
– Никто ни разу не пришёл после наших заявлений, – говорит Валентина Петровна. – Тогда мы поехали в областную жилинспекцию. Но они прислали ответ, что мы не допустили в квартиру представителя управляющей компании.
Жителей дома возмутила такая отписка чиновников: «А зачем мы номер своего телефона оставляли?». Люди работают и не могут неделями сидеть дома в ожидании, когда коммунальщики соизволят их посетить. Правда, обращение в ГЖИ придало ускорение коммунальщикам, и те наконец-то отремонтировали крышу.
Через месяц потерпевшие добились прихода представителя УК. Затем начался месяц ожидания акта об ущербе. Его удалось получить, когда соседи пришли в управляющую компанию и потребовали выдать им документ.
На этом мытарства собственников квартир не закончились. Следующим бастионом стал начальник «управляйки», которая не спешила возмещать ущерб.
– Сначала нам говорили: «Мы вам не будем делать ремонт, а купим обои только на ту площадь, которую затопило», – рассказывает потерпевшая. – Затем согласились сделать ремонт, но обещали приклеить только ту полоску обоев, где есть разводы от потёков. Остальные должны клеить мы сами. Абсурд!
Приходите через недельку
И снова нервотрёпка и очередной этап хождений по мукам. «Мы вам исправно платим за ремонт и содержание жилья и исполняем свои обязанности. А вы свои – нет», – заявили жители руководству компании. В ответ слышали: «Приходите через недельку». Когда терпение закончилось, люди вызвали независимую экспертизу и обратились за помощью в правозащитную организацию «Народное ЖКХ».
– На контакт представители УК не шли, и только в суде они начали понимать, что у них нет другого пути, кроме возмещения затрат на ремонт затопленных квартир, – комментирует ситуацию юрист «Народного ЖКХ» Ирина Чекрыгина. – Правда, сначала отпирались и пытались сослаться на то, что не получали никаких претензий и ничего не знают, но под давлением неоспоримых фактов пошли на уступки. И это справедливо.
Скупой коммунальщик платит дважды
Как сказала Валентина Дойникова, если бы управляющая компания отнеслась к ним по-человечески и добровольно выплатила компенсацию, до суда дело бы не дошло. Изначально они просили на ремонт всего 25 тысяч рублей. Но коммунальщики им сказали: «Да за такие деньги мы ремонт целого подъезда делаем!». По суду пришлось заплатить почти в четыре раза больше. На днях потерпевшим перечислили причитающиеся деньги, но, как сказала Валентина Петровна, удовлетворения от этого она не получила. Почти полгода потраченных нервов стоят дороже.
Кстати, соседи по несчастью с девятого и седьмого этажей, не веря в справедливость, пока не спешат с подачей заявления в суд. А зря. Ведь дело не только в возмещении ущерба. Покорность собственников квартир позволяет недобросовестным «управляйкам» вести себя в подобных случая до неприличия бесцеремонно.
Если квартиру залило по вине управляющей компании
При обнаружении потопа по вине обслуживающей организации (УК, ТСЖ, кооператив) в первую очередь отключите всю бытовую технику от электричества и вызовите коммунальную службу.
Уполномоченное лицо должно детально зафиксировать последствия потопа. Комиссия должна составить акт о затоплении. При отказе выезжать вы можете отправить заявление по почте заказным письмом. Если же ответа не последовало, вы вправе при соседях самостоятельно составить документ. Документ необходимо оформить в трёх экземплярах, один из которых останется у вас как у потерпевшей стороны. Если вы не согласны с тем, что указано в акте о заливе, вы можете указать свои замечания в акте.
Оцените сумму ущерба и обратитесь письменно в свою управляющую компанию с требованием возместить ущерб добровольно. Параллельно напишите жалобу в госжилинспекцию и прокуратуру.
В случае отказа УК выполнить вашу претензию вызывайте независимую экспертизу для определения размера причинённого ущерба и подавайте иск в суд.
Валерий Денисов