Курский потребитель обязан знать

Фото: kursk-izvestia.ru
Как не потерять свои деньги, обращаясь за различными услугами

 

Ежегодно специалисты Управления Роспотребнадзора по Курской области получают примерно 1,5 – 2 тысячи обращений, связанных с защитой прав потребителей. Чаще всего жители нашего региона жалуются на промышленные товары и различные бытовые услуги. Однако этих неприятностей не так уж сложно избежать. «КИ» выясняли, как уберечь свои деньги, время и нервы.

 

Что люди скажут?

Прежде чем выбрать того или иного мастера по ремонту техники, мебели и даже парикмахера, следует внимательно присмотреться к поставщику услуг.

– Нужно обязательно обратить внимание на вывеску, – рекомендует начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Курской области Ирина Кляцковская. – Ответственные предприниматели обязательно указывают информацию о себе, ведь так их проще найти. Это не только название, но и адрес, для ИП – данные о государственной регистрации, а также информация о самих услугах.

Речь идёт о цене, сроках выполнения той или иной работы, кто именно будет её делать и так далее. Указывать все эти данные нужно не только для рекламы своего бизнеса, этого требует закон. Так что если вы не обнаружили информации об организации или индивидуальном предпринимателе, не стоит туда обращаться. Весьма вероятно, что вы столкнулись не с честным бизнесменом, а с обманщиком.

Не лишним будет узнать отзывы об организации, в которой собираетесь что-то заказывать. Наверняка ваши коллеги, друзья или знакомые уже обращались за такой же услугой, что и вы. И они смогут рассказать, как им, например, сделали мебель, отремонтировали верхнюю одежду или перевезли вещи из городской квартиры на дачу. А если они не сталкивались с той проблемой, которая возникла у вас, посмотрите отзывы в Сети. Так вам будет проще выбрать ответственного исполнителя.

 

Договор – всему голова

Как только вы определили, кто будет ремонтировать вашу технику или мыть автомобиль, нужно официально оформить это решение, советуют защитники прав потребителей. А иначе можете попасть в непростую ситуацию.

– При оказании услуг исполнитель обязан выдать заказчику определённый документ. Это может быть договор или, например, квитанция, всё зависит от вида услуги, – поясняет Ирина Николаевна. – Если же никакого документа вам не дают, не соглашайтесь на услугу, не оставляйте там вещи, которые нуждаются в ремонте. Ведь без документа вы не сможете доказать, что вам сделали не то, за что вы заплатили. Также не подписывайте договор, если не смогли прочитать текст.

Что касается предоплаты, то она может быть и 100%. Такой вариант не нарушает права потребителей. Главное, опять же, не забыть документ, подтверждающий, что вы отдали деньги.

Документы нужны практически на любую услугу. Особенно если вы доверяете исполнителю что-то ценное. Так, к специалистам Роспотребнадзора обратилась женщина с жалобой на то, что её вещи пострадали после перевозки. Она решилась на переезд в другой регион, упаковала свои вещи. А когда получила их, пришла в ужас. По её словам, даже кастрюли были погнуты, не говоря уже обо всём остальном. Но, к сожалению, в этой ситуации много не сделаешь, ведь женщина не оценила свой груз. И документального подтверждения стоимости её пострадавшего имущества нет.

Ещё одна тонкость: если оказание услуги не требует много времени, заказчик должен оставаться на месте. Например, владельцу авто полагается присутствовать в процессе мойки его транспорта. Если же нет такой возможности или желания, надо обязательно зафиксировать все повреждения на кузове. Иначе, если с машиной что-то случится на автомойке, доказать это вы не сможете.

 

Пишите письма

Но даже указанные меры предосторожности не гарантируют, что вам не понадобится отстаивать ваши права.

– Жалобы поступают практически на всё, и на бытовое обслуживание, и на платные услуги в образовании и медицине, и на промтовары, – говорит Кляцковская. – Особенно много сейчас обращений по ноутбукам и телефонам, но это связано не с падением качества, а со значительным ростом объёма продаж.

Причины для жалоб разные. Например, исполнители могут нарушить сроки оказания услуги, или же продавец будет тянуть с обменом некачественных товаров. Специалисты Управления Роспотребнадзора рекомендуют в таких случаях писать претензию в двух экземплярах. На одном из них вам должны расписаться, то есть подтвердить, что обращение получено. Если же на письмо не отреагируют, нужно обращаться в суд, а заодно и в Роспотребнадзор.

Конечно, специалисты этого ведомства не в силах заставить недобросовестного предпринимателя вернуть деньги или обменять некачественный товар, у них просто нет таких полномочий. А вот проконсультировать, как именно составить претензию или исковое заявление, могут. И провести внеплановую проверку тоже. Если в результате выяснится, что права потребителей действительно нарушались, будут приняты соответствующие меры. Но проверка возможна только в том случае, если к специалистам обратится сам пострадавший, а не его родственник, знакомый или какой-нибудь активист.

 

Возврату не подлежит

Однако и требования потребителей бывают не всегда обоснованны. Например, в случае поломки техники покупатели часто требуют вернуть им деньги сразу же. Но у продавца есть право провести экспертизу, вдруг вы сами что-то там сломали? Отводится на эту процедуру 10 дней. Если же выяснится, что вещь исправна, вернуть или обменять её не удастся. Закон в этом случае на стороне продавца.

– Есть перечень товаров надлежащего качества, которые нельзя вернуть или обменять, – поясняет Ирина Николаевна. – В их числе – книги, лекарства, бытовая химия, косметика и парфюмерия, посуда, бельё, технически сложные товары, например, мобильные телефоны и другие.

Обмен некоторых товаров зависит от того, как они продаются. Например, строительные и отделочные материалы, которые продаются на метр, вернуть нельзя. А если они уже упакованы и продаются поштучно (например, рулоны обоев), то их можно будет обменять, если, скажем, не подойдёт расцветка. То же касается мебели. Купили гарнитур, а он не стал в вашей комнате – продавец у вас его не заберёт. Если же не подошло кресло, которое вы купили отдельно, его можно обменять.

Кстати, вернуть товар просто так, без объяснений, нельзя. И нужно помнить, что магазин обменяет вещь только в том случае, если ей не пользовались. Достаточно двух шагов по улице в новых туфлях и всё, их уже не вернёшь. Так что нужно внимательно подходить к выбору вещей. Зато покупка зимней обуви на летней распродаже или босоножек зимой не влияет на гарантийный срок. В нашей области сезон носки зимней обуви начинается с 11 ноября и заканчивается 26 марта. Весеннюю обувь полагается носить с 27 марта по 9 мая, летнюю – с 10 мая по 26 сентября, а осеннюю – с 27 сентября по 10 ноября. И гарантийный срок будет отсчитываться не от даты покупки, а с начала сезона.

 

Если нарушены сроки Статья 28 закона «О защите прав потребителей» определяет порядок действий, если исполнитель не сделал работу в установленный срок (его полагается указывать в договоре) или стало ясно, что выполнить её он не сможет. Так, заказчик вправе назначить новый срок. Ещё он может поручить работу третьим лицам за разумную цену или выполнить её самостоятельно и потребовать от исполнителя возмещения понесённых расходов. Также можно требовать снижения цены за работу или услугу или вообще отказаться от её выполнения. Ещё заказчик может потребовать полного возмещения убытков, причинённых ему в связи с нарушением сроков. Если же клиент принял работу, претензии не принимаются, и за работу, даже сделанную не вовремя, придётся заплатить. Также при нарушении сроков заказчик вправе потребовать неустойку (пеню) от исполнителя. За каждый день (или час, если срок определён в часах) полагается 3% от стоимости выполнения работы. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги). При этом исполнитель не несёт ответственности за нарушение сроков, если докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

 

Юлия Голубчикова

 
По теме
JPG Файл - УМВД Курской области Уважаемые участники саммита! Дамы и господа! Рад снова приветствовать вас на саммите руководителей полицейских служб государств-членов ООН.
21.06.2018
 
Новости из Веселовской СОШ - Газета Родные просторы Уроки патриотизма для юных веселовцев Трагическая годовщина в истории нашей страны – 77 лет с начала Великой Отечественной войны.
21.06.2018
 
Спортивный калейдоскоп - Газета Золотухинская жизнь «Президентские состязания» В Курске на стадионе «Трудовые резервы» прошёл региональный этап Всероссийских соревнований «Президентские состязания» среди обучающихся девятых классов 2001-2003 годов рождения.
21.06.2018 Газета Золотухинская жизнь
Наши футболисты провели первый товарищеский матч на учебно-тренировочных сборах   Встартовом составе Игорь Беляев выпустил Никиту Чагрова, Кирилла Гоцука, Аслана Дашаева, Никиту Тимошина, Дениса Никитина, Дениса Синяева,
20.06.2018 Курские Известия
Московский «Спартак», один из самых популярных российских клубов, пожелал провести контрольный матч с главной сенсацией прошедшего сезона – финалистом Кубка России 2018 курским «Авангардом»   Абсолютному большинств
19.06.2018 Курские Известия
Команды Курской областной Думы и Курского городского Собрания свой матч посвятили стартовавшему в России Чемпионату мира по футболу и здоровому образу жизни   В минувшую пятницу, 15 июня,
19.06.2018 Курские Известия
JPG Файл - УМВД Курской области Уважаемые участники саммита! Дамы и господа! Рад снова приветствовать вас на саммите руководителей полицейских служб государств-членов ООН.
21.06.2018 УМВД Курской области