Между Курском и Орлом

Между Курском и Орлом
Фото: znamya-pobedi.ru

Железные дороги. Один из старинных и до ныне действующих видов транспорта. Он связал две транспортные эры: гужевые перевозки и автомобильный транспорт.
Именно строительству в 1868 году железной дороги Москва-Курск и обязаны своим появлением на географической карте железнодорожная станция Поныри и, впоследствии, образовавшийся вокруг нее станционный поселок, ставший районным центром. Движение по Московско-Курской железной дороге было торжественно открыто 30 сентября (17 – по старому стилю) 1868 года. Император Александр II, возвращаясь из Крыма, специальным поездом отправился из Курска в Москву. По пути он сделал остановку на станции Поныри и отслужил молебен в пристанционной часовне в честь этого знаменитого события. Так что совсем скоро, в православный праздник – День памяти святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии станция Поныри отметит свой 150-летний юбилей.


Этот, не слишком большой для истории срок, вместил в себя множество, по истине, эпохальных событий для государства Российского и для скромной, неприметной станции «с названием странным Поныри». Юбилей – это повод перелистать еще раз страницы истории.

Соединяя
три столицы
К середине XIX в. стало очевидно, что экономическое развитие России замедляется из-за несовершенства транспортных путей. 26 января 1857 года был издан Указ об учреждении Главного общества российских железных дорог для постройки и эксплуатации первой сети русских железных дорог длиной 4000 верст. Вот выдержка из Указа: «Сеть эта будет простираться от Санкт-Петербурга до Варшавы и прусской границы, от Москвы до Нижнего Новгорода, от Москвы через Курск в низовье Днепра до Феодосии и от Курска или Орла через Динабург до Либавы, и таким образом непрерывным через 26 губерний железным путем соединяются взаимно: три столицы, главные судоходные реки наши, средоточие хлебных наших избытков и два порта на Черном и Балтийском морях, почти весь год доступные; обеспечится провоз и продовольствия внутреннего».
Выделяется два периода подъема железнодорожного строительства в России в XIX в. Первый относится к концу 60-х - началу 70-х гг., второй к середине 90-х гг. Именно в это время были построены основные линии, вошедшие впоследствии в Московскую железную дорогу: Московско-Нижегородская, Московско-Рязанская, Московско-Курская, Московско-Ярославская, Московско-Брестская.

Московско-Курская
железная дорога
в XIX веке.

8 июля 1865 г. вышло высочайшее повеление Александра II о строительстве дороги Москва-Курск на государственные средства. Возглавил строительство военный инженер полковник В. С. Семичев, его помощником был назначен А. И. Фалевич.
Дорогу разделили на 5 отделений: Москва - Серпухов, Серпухов - Тула, Тула - Скуратово, Скуратово - Орел и Орел - Курск.
Основная масса строительных рабочих была занята на сооружении земляного полотна (примерно 70%). В основном это были малоземельные крестьяне из той местности, по которой пролегала трасса, но было много и тех, кто прибывал на стройку издалека.
На Поныровском участке трудились крестьяне из Калужской губернии. Так здесь появились новые фамилии: Калужских, Калуцких, Жуковы. Их тогда так и называли- калужане.


В конце XIX века по Курской губернии пролегла густая сеть железных дорог протяженностью в 1287 верст.

Станция в саду
На станции Поныри был построен трехэтажный вокзал. В северной стороне вокзала находились квартиры начальника станции Магницкого и ревизора Бобрея. Около вокзала - большой сад. И весь пристанционный поселок утопает в садах.
В нем всего три улицы. Две – Станционная и Восточная – тянулись с севера на юг вдоль железной дороги, а третья, Почтовая, уходила в сторону села 1-е Поныри. В центре поселка возвышалась деревянная церковь Иконы Знамения Божией Матери. С 1891 года при депо железнодорожников действует начальная школа. В поселке была также телеграфная школа. В этом же году организована и метеостанция, которая существует по сей день. Население поселка составляет чуть более полутора тысячи человек.
Бурные потрясения двадцатого века не обошли стороной наш край. А Великая Отечественная война золотыми буквами вписала в историю страны название станции и поселка Поныри, как олицетворение мужества и героизма воинов, которые насмерть стояли на этих рубежах, не пропустив через них рвавшегося к Курску врага. В июле 1943 года жесточайшие сражения разворачивались на подступах к поселку, за каждую его улицу, каждый дом. Несколько раз из рук в руки переходило здание железнодорожного вокзала.
Из 34-х советских воинов, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза за бои на поныровской земле, 11 получили его сражаясь за поселок Поныри. На территории района 25 братских могил, три из них в Понырях.
Отгремела война. В первые же послевоенные годы поныровцы с энтузиазмом стали восстанавливать разрушенное хозяйство, и буквально за несколько лет из руин поднялся наш поселок. Быстрыми темпами развивается железнодорожная отрасль. В октябре 1959 года - сдан в эксплуатацию электрифицированный участок Орёл-Курск. Как писала газета «Орловская правда»: «... 26 сентября утром электровоз ВЛ23-072, ведомый машинистом т. Плаховым, с одним вагоном отправился из Орла до Понырей. Обкатка прошла успешно. 30 сентября на Поныри был отправлен пригородный поезд №329, которые повели машинист т. Киселёв и его помощник т. Новиков …». «... Электромонтажники уже готовят под горячую обкатку и участок Поныри — Курск. ...» Не правда ли, символично опять прослеживается дата 30 сентября?
С каждым днем наш поселок хорошеет, становится краше. Поныри сегодня – это более 55 улиц, около полутора тысяч домовладений, более шести тысяч человек населения. И день рождения станции и нашего поселка, это праздник каждого его жителя.
С днем рождения, Поныри!
Виктория Николаева
Редакция благодарит главного специалиста –эксперта архивного отдела администрации района Т.М. Овсянникову, ведущего специалиста Народного музея Московского метрополитена Д.В. Аксенова, методиста Поныровского Центра культуры и досуга З.И. Бабич за предоставленный материал и помощь в подготовке статьи. Использовались материалы: архивного отдела (Фонд р-79, опись 10, д.15 лл. 13-14, 45-105; Фонд р-79, опись 10, д.28 лл. 8-21; Фонд р – 91, опись 1, лл. 24, 38, 104; Фонд р-22, опись 1, д.428, лл. 44-45; Фонд р-73, опись 1, д.101 лл. 24-26; Фонд р-73, опись 5, д.3 лл. 3-4; Фонд р-79, «История Поныровского района» И.В. Болотов);

 

 

 

 

 

 

 
По теме
За нахождение в состоянии опьянения отстранены от управления ТС 6 водителей, еще 1 водитель отказался от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, 2 водителя задержаны по ст.