Информация об участии в областном совещании работников прокуратуры и глав муниципальных образований Курской области (28.04.2018))

Информация

об участии в областном совещании работников прокуратуры и глав муниципальных образований Курской области

 

28 апреля 2018 года начальник отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области (далее - Управление) М.С. Симакова приняла участие в областном совещании работников прокуратуры и глав муниципальных образований Курской области, где выступила с докладом на тему: «О проблемах взаимодействия с органами местного самоуправления при осуществлении правотворческих функций».

В докладе, в частности, было отмечено, что исходя из положений федерального законодательства, уставы муниципальных образований составляют правовую основу местного самоуправления и подлежат обязательной государственной регистрации, которую на территории Курской области осуществляет Управление Минюста России по Курской области.

Учитывая динамичность изменений, вносимых в массив федерального законодательства, процесс государственной регистрации уставов муниципальных образований Курской области и приведения их в соответствие с измененными нормами федерального законодательства является весьма активным. В среднем за год регистрируется порядка 550-600 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

По состоянию на 25 апреля 2018 года Управлением за весь период совершения регистрационных действий зарегистрировано 7146 уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Количество новых редакций уставов муниципальных образований составляет 6468 редакций.

В 2017 году в практической деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Курской области наметилась тенденция к снижению числа муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, принятых с нарушением федерального законодательства.

Так, из числа поступивших и рассмотренных Управлением в 2017 году муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (545), решение об отказе в государственной регистрации принято в отношении 4 муниципальных правовых актов. Тогда как подобный показатель в 2016 году составил 9 решений об отказе в государственной регистрации.

Основаниями для вынесения Управлением в 2017 году решений об отказе в государственной регистрации, явились:

1) нарушение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия - 2 муниципальных правовых акта о внесении изменений в устав муниципального образования, выразившееся в одном случае в отсутствии обеспечения учета мнения населения в обсуждении проекта муниципального правового акта, повлекшее нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке муниципального правового акта, во втором - в отсутствии необходимого кворума для принятия соответствующего решения;

2) наличие норм, противоречащих федеральному и региональному законодательству - 2 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований;

3) наличие коррупциогенных факторов - 1 муниципальный правовой акт о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

По состоянию на 25 апреля 2018 года уставы 4 муниципальных образований, в отношении изменяющих актов которых были приняты решения об отказе в государственной регистрации, приведены в соответствие с федеральным законодательством, выявленные ранее коррупциогенные факторы устранены.

Снижение числа отказов в государственной регистрации уставных документов обусловлено планомерной работой специалистов Управления с органами местного самоуправления муниципалитетов Курской области, осуществляемой посредством оказания методической помощи, которая заключается в следующем (на примере 2017 года).

Специалистами Управления в 2017 году:

- рассмотрено 155 проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований с подготовкой соответствующих заключений (тогда как подобный показатель за 2016 год составлял 45 проектов, т.е., число рассмотренных Управлением проектов возросло в 3,4 раза);

- самостоятельно разработано 5 методических рекомендаций по внесению изменений и дополнений в уставы муниципальных образований Курской области в рамках изменений федерального законодательства, направленных в адрес глав муниципальных районов Курской области с последующим доведением до сведения глав поселений, входящих в состав муниципального района;

- в адрес глав муниципальных образований Курской области направлено 513 информационных писем;

- для сведения и использования в работе направлен анализ отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, вынесенных Управлением в 2017 году

В процессе регистрации уставных документов муниципальных образований Курской области Управление сталкивается с рядом проблем.

В настоящее время одним из наиболее проблемных вопросов является своевременность внесения изменений в уставы муниципальных образований Курской области в целях их приведения в соответствие с нормами федерального законодательства.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подвергается частой нормотворческой корректировке, обусловленной совершенствованием системы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Только в 2017 году указанный закон 13 раз подвергался редактированию, которое в последующем требовало внесение изменений в уставы муниципальных образований.

В целом, подавляющее большинство муниципалитетов Курской области регулярно вносят изменения и дополнения в уставы муниципальных образований.

Анализ муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований Курской области, зарегистрированных Управлением в 2017 году, показал, что наиболее активно процесс приведения уставов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством идет в Глушковском, Железногорском, Касторенском, Конышевском, Кореневском, Курском, Медвенском, Советском, Солнцевском, Суджанском, Рыльском районах Курской области.

При этом установлены муниципальные образования, которые длительное время не вносили изменения в свои уставы. Следует отметить, что указанными выше органами местного самоуправления в феврале - апреле 2018 года в Управление для согласования представлены проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, однако соответствующие решения о внесении изменений в устав муниципального образования в адрес Управления ее поступали.

Помимо прочего, заслуживает внимания процесс приведения уставов муниципальных образований в соответствие с требованиями регионального законодательства. В частности, в августе 2016 года принят Закон Курской области «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения», закрепляющий за сельскими поселениями Курской области ряд вопросов местного значения из числа, предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (указанный Закон Курской области вступил в силу с 01 января 2017 года).

Комитетом внутренней политики Администрации Курской области в адрес муниципалитетов были направлены согласованные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области методические рекомендации по внесению соответствующих изменений в уставы муниципальных образований Курской области.

Вместе с тем, по состоянию на 25 апреля 2018 года соответствующие изменения (из необходимых 323 - 28 муниципальных районов и 295 сельских поселений) по-прежнему не внесены в уставы 4 муниципальных образований.

Как показывает практика регистрации уставных документов, отдельными главами муниципальных образований Курской области нарушаются требования федерального законодательства в части соблюдения 15 – дневного императивного срока представления принятых уставных документов в регистрирующий орган.

Вновь приобрела актуальность проблема представления в регистрирующий орган главами муниципальных образований Курской области сведений о датах и источниках опубликования (обнародования) зарегистрированных уставов муниципальных образований, изменяющих актов для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований Курской области.

Отдельными главами муниципальных образований Курской области не соблюдается императивный 10-дневный срок предоставления сведений об официальном опубликовании (обнародовании) муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования после государственной регистрации, установленный статьей 5 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Ввиду обозначенной выше проблематики, у регистрирующего органа отсутствует возможность установить, вступили ли в законную силу зарегистрированные изменения, определить действующую (актуальную) редакцию устава муниципального образования, а также влиять на соблюдение главами отдельных муниципальных образований Курской области указанной выше обязанности.

На сегодняшний день главами 16-ти муниципальных образований Курской области нарушен срок предоставления сведений об официальном опубликовании (обнародовании) муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования после государственной регистрации, установленный федеральным законодательством. В связи с чем, в Государственном реестре уставов муниципальных образований Российской Федерации (Курская область) отсутствуют сведения об обнародовании (опубликовании) о 16 зарегистрированных муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований Курской области.

При этом, непредставление главами муниципальных образований сведений об обнародовании уставов, актов о внесении изменений в указанные уставы, прошедших государственную регистрацию, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ.

Для успешной организации деятельности органов местного самоуправления очень важно, чтобы устав муниципального образования как фундаментальный нормативный правовой акт муниципального образования был актуален, в полной мере соответствовал требованиям действующего законодательства.

В этих целях главам муниципальных образований Курской области наряду с исполнением своих полномочий стоит регулярно уделять внимание изучению законодательства, быть в курсе всех изменений, затрагивающего вопросы местного самоуправления.

Управление Минюста России по Курской области открыто для активного взаимодействия по вопросам приведения уставных документов муниципальных образований в соответствие с действующем законодательством. Ежедневно в ходе личного приема и по телефону специалистами Управления оказывается консультативной и методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Курской области по вопросам уставного нормотворчества, его своевременному корректированию в связи с изменениями действующего федерального и регионального законодательства.

Кроме того, вся необходимая информация по регистрации уставов, образцы документов, представляемых для государственной регистрации уставов и муниципальных актов о внесении в них изменений, размещены на официальном сайте Управления в сети Интернет и постоянно обновляется.

 
По теме
29 мая 2018 года созывается восьмое очередное заседание Курского городского Собрания VI созыва, которое состоится в 10.00 часов в зале заседаний Курского городского Собрания.
В прокуратуре Курской области под председательством прокурора области Алексея Цуканова состоялось расширенное заседание коллегии, в котором приняли участие работники прокуратуры области, межгоррайпрокуроры.
16.05.2018 в Администрации Курской области состоялись заседания комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг и развитию информационного общества в Курской области с органами исполнительной власти Курско - Федеральное казначейство
Сегодня 27 апреля 2018 года состоялось совещание работников прокуратуры и глав муниципальных образований Курской области на тему «Актуальные вопросы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления».
Утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2018 г. № 327 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу ведения федеральных регистров и государственных реестров»,
Туберкулезу – нет! - ЮЗГУ В Юго-Западном государственном университете состоялась встреча студентов с врачом-эпидемиологом Марией Мосиной.
ЮЗГУ