А в небе над храмом - крест

Признаться, по-другому начиналось продолжение этого материала. Но после опубликования первой части поступил «негодующий» звонок от жительницы деревни Бесединка. Дескать, почему вы пишете, что храм находится в Ануфриевке, если он расположен в Бесединке, что ранее была Вышне-Дайменовским селом?

Действительно, храм Архангела Михаила находится в деревне Бесединка, недалеко от Ануфриевки. На момент всероссийской переписи населения 2010 года проживали в ней 12 человек. Более десяти лет назад я о нём узнала именно как об «Ануфриевском храме», да и многие того же мнения. Малонаселённую Бесединку, к сожалению, даже не на всех картах сыщешь.

После архимандрита Ипполита в 1989 году храм «возглавил» отец Георгий (Букарев). Со своей верной матушкой Зоей, прихожанами и благодетелями, настоятелю удалось многое сделать для храма. Говорят, именно при отце Георгии в храме появилась вторая икона афонского письма - Иверская икона Божией Матери (на фото), о чём свидетельствует старинная надпись на тыльной стороне иконы. Первая - икона Пантелеимона Целителя, также с Афона, второго земного удела Пресвятой Богородицы. Схоронила её в тяжёлую годину Надежда Григорьевна Волкова.

Меня поразила храмовая люстра. Оказывается, эту большую люстру сделал сам отец Георгий. Говорят, был отличным слесарем. Упокой, Господи, души усопших рабов твоих, отца Георгия и матушки Зои, трудами которых храм сохранился до наших дней. И даруй им Царствие Небесное и вечную память.

Поистине, для этого храма нельзя подобрать определённое «обозначение». Святой - понятное дело, величественный - нет, если судить по уходящему из года в год под землю фундаменту двухсотлетнего «строения» из лиственницы. Старинный - да, паломнический - нет. А зря. В этом храме хранится много намоленных икон, являющихся последними надеждами на исцеление для верующих. Одна из таких - икона Николая Угодника. Святителя, Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Про обретение этой иконы написал в своём историческом рассказе «Святой колодец» Г.В. Пушечников. Когда решался вопрос, ещё в дореволюционные времена, где быть новой церкви - в Казанке или Седмиховке, тогда-то и нашёлся возле седмиховского колодца святой образ. На месте обретения заложили часовню, над колодцем поставили дубовый сруб. «22 мая в праздник летнего Николы несут икону из казанской церкви за несколько километров до Святого источника. В часовне на взгорке состоится служба с водосвятием из явленного источника. После службы все расходятся по домам, а икона остаётся в гостях в часовне под охраной сторожа. А на праздник зимнего Николы - 19-го декабря - таким же оборотом её несут назад в Казанку…

Само собой разумеется, что летний и зимний праздники Николая Чудотворца сразу же стали престольными в Седмиховке». Рассказывают, много исцелений было крестным ходом от этой чудотворной иконы.

При разрушении Казанского храма забрала икону местная жительница. Когда она умерла, отец Георгий уговорил наследников передать святыню в Михайло-Архангельский храм.

Недалеко от храма, в низине, бьёт источник Архангела Михаила. Вода в нём прозрачно-сверкающая. Силами отца Ростислава (Гусельникова), настоящего настоятеля, установлена над источником купель.

-Приход-то у нас большой, - говорит отец Ростислав. - Тридцать километров по радиусу. Да прихожан мало.

И непонятно, то ли сокрушается он по этому поводу, то ли рад, что если и остались прихожане, то самые верные. Которые, если какая оказия, снова схоронят, сберегут свою святыню, спрячут по подпольям иконы да утварь.

День посещения этого святого места, как казалось, был спланирован заранее. Договорились о встрече с Геннадием Владимировичем Пушечниковым, нашим «народным достоянием», кладезем знаний об истории родных мест. Побродили по территории храма, постояли у могилы отца Пантелеимона. Походили средь могильных холмиков старого прихрамового кладбища, «сдули пыль» с древнего захоронения - могильной плиты некоего помещика, капитана и кавалера Офросимова Демитрия Ивановича, «почившего в 1858-м году марта 21 в 12 часов пополудни». Фамилия Офросимовых идёт из Казанки. В те времена помещики были меценатами, помогали церкви, может и Демитрий Иванович был благодетелем, за что и удостоился чести быть похороненным рядом с храмом? Николай Офросимов (не родственник ли?) был сватом помещицы Анастасии Николаевны Куликовской. Он и заложил большой яблоневый сад рядом с липовой аллеей, который впоследствии продал «родственнице».

Наудачу оказался свободен отец Ростислав. Открыл нам храм, показал иконы. Никогда не забудется тот трепет в душе, когда храм открывают для тебя. Но это высказывание слишком самодовольное - Господь позволил, тебе, грешной, войти в святую обитель.

Нежданный звонок отцу Ростиславу от благочинного Золотухинского церковного округа, настоятеля храма Иоакима и Анны отца Петра (Юрочко) - едет с ревизией, узнать, как продвигается ремонт. С 2010 по 2011 год отец Пётр, как благочинный, был настоятелем Михайло-Архангельского храма. Впрочем, как и нескольких других церквей по Золотухинскому району, которые временно оставались без настоятелей. Увидев нас с Пушечниковым, немало удивился, впрочем, как и мы такому неожиданному визиту. Встреча в Бесединке, среди недели.

-Когда в 2010 году снимали для ремонта покосившийся крест с колокольни, - рассказывает отец Пётр, - на небе появился полный крест из облаков! И у прихожан остались тому доказательства - фотографии креста в небе над храмом!

День посещения этого святого места не мог быть спланирован мной…

Юлия ТРОИЦКАЯ

За помощь в создании материала автор благодарит благочинного Золотухинского церковного округа отца Петра, настоятеля храма отца Ростислава и Геннадия Владимировича Пушечникова.

 
По теме
В Центре молодежи города Железногорска прошла встреча допризывной молодежи с ветераном ВС России – Владимиром Климентьевым, участниками СВО – Леонидом Порохней и Иваном Корсаковым,
Яркие творческие номера, мастер-классы по русским ремёслам, атмосфера дружбы и единения - в Областном дворце молодежи прошел фестиваль национальных культур «Друзья рядом».
Даже кроманьонца помыли! - Краеведческий музей Кроманьонец — это общее название ранних представителей современного человека, которые появились в Европе значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними 40–30 тысяч лет назад.
Краеведческий музей