О хуле на Духа Святого

Фото: kursk-izvestia.ru

  «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению»

(Евангелие от Марка, 3: 28-29)

…Убить и Лазаря

Слова о  хуле на Духа Господь произнёс после того, как фарисеи обвинили его в  колдовстве: «Тогда привели к  Нему бесноватого слепого и  немого; и  исцелил его, так что слепой и  немой стал и  говорить и  видеть. И дивился весь народ и  говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф 12:22–24). Логика тогдашних хулителей понятна: фарисеи не желали признать, что в  бродячем проповеднике действует сила Божия. Но сверхъестественное происхождение этой силы отрицать они не могли, поскольку Христос творил чудеса на глазах у  народа, и  никто не мог обвинить Его в  обмане. Поэтому фарисеи решили объяснить эти чудеса действием бесовским. Что и  было названо Христом хулой на Духа.

С тех пор прошло две тысячи лет, христианство стало верой сотен миллионов людей и  в значительной степени определило пути развития мировой истории. В наши дни уже вряд ли кому-либо придёт в  голову обвинить Христа в  договоре с  бесовским князем. Но это вовсе не означает, что для современного человека предупреждение Христа о  хуле на Духа перестало быть актуальным. Сегодня, как и  во все времена, человек может впасть в  этот тяжкий грех и  погубить себя навсегда, оставшись в  нём нераскаянным.

Дело в  том, что, обвиняя Христа в  использовании бесовской силы для совершения чудес, фарисеи, мягко говоря, кривили душой. Они прекрасно знали, что ни один даже самый могущественный маг никогда не отверзал очей слепорождённому, не исцелял прокажённых и  уж тем более не воскрешал мёртвых. Такие чудеса могли совершаться лишь Божьей силой, и  это было очевидно даже для самых непримиримых противников Иисуса. И вот наконец Он совершает самое удивительное, небывалое и  немыслимое чудо – на глазах у  множества свидетелей воскрешает умершего Лазаря, уже пролежавшего в  могиле четыре дня! Вся Иудея была переполнена восхищёнными слухами об этом событии. Ведь только Бог способен воскресить смердящий четверодневный труп. Жители Иерусалима встречают Христа пальмовыми ветвями и  возгласами «Осанна», что в  буквальном переводе означает «Спаси же!» Ни у  кого нет сомнения, что Иисус – тот самый обетованный Мессия, о  котором говорили пророки, и  самое убедительное доказательство тому – воскресший Лазарь, сопровождающий Христа. Но что же делают первосвященники, на глазах у  которых всё это происходит? Они принимают решение убить Христа, а  вместе с  Ним и  Лазаря….

Иоанн Златоуст называл хулу на Духа бесстыдным отвержением очевидной истины, и  решение первосвященников как нельзя более точно подпадает под это определение. Но, к  сожалению, именно такая форма хулы на Святого Духа сегодня вполне доступна и  каждому из нас.

 

Что есть истина?

Христос говорит ученикам, что Святой Дух «наставит вас на всякую истину» (Ин 16:13). Но что же такое истина? Люди так часто употребляют это слово, что уже привыкли к  нему и  не особенно утруждают себя поисками его значения, тем более что определений истины в  философии скопилось великое множество, и  разобраться в  них неподготовленному человеку бывает довольно трудно.

Однако в  христианстве это понятие имеет вполне конкретный смысл – истина есть творческий замысел Божий о  мире и  о человеке. И если человек живет в  соответствии с  этим замыслом, значит, он стоит в  истине. Если же нет, тогда  уподобляется сатане, который отказался участвовать в  божественном плане творения и «не устоял в  истине» (Ин 8:44), превратившись из светлого ангела в  противника Божия и убийцу людей.

Таким образом, наставление на всякую истину, подаваемое Духом Святым, заключается в  обличении тех наших поступков, которые противоречат замыслу Бога о  нас и  о мире вокруг нас. Происходит это через действие совести, которая прямо указывает человеку на недолжные его мысли, слова и  поступки.

Вот здесь и  становится возможной для каждого хула на Святого Духа в  виде отвержения очевидной истины, когда человек, абсолютно точно зная, что он неправ, всё же продолжает творить зло. Святитель Феофан Затворник писал: «Когда люди содержат истину в  неправде? Тогда, когда знают истину и  не исполняют, когда жизнь не отвечает знанию; одно у  них на уме и  совести, иногда и  на словах, а  другое в  жизни и  делах, в  чувствах сердца и  настроениях воли. …Сия неправда во сто крат увеличивается, когда кто делает неправое в  то самое время, когда ум и  совесть претит ему и  не велит того делать. В сем и  состоит хула на Духа Святаго, о  которой Господь изрёк страшное определение – непрощение ни в  сей век, ни в  будущий».

И дело тут вовсе не в  милосердии Божием или в  его отсутствии. Мы привыкли воспринимать слово «прощение» в  категориях этики межчеловеческого общения, когда оно означает снятие вины, отказ потерпевшей стороны от каких-то санкций в  отношении провинившегося. Но в  числе множества значений слова «простой» (от которого происходит «прощение») есть и  такие, как прямой (в  противоположность лукавому – изогнутому, подобно луку), цельный, чистый. Следовательно, простить – значит также и очистить, выпрямить, а  самое главное – восстановить утраченную целостность, то есть исцелить. И когда мы говорим о  прощении, получаемом от Бога, его следует понимать прежде всего как исцеление, очищение, исправление в  человеке того, что было искажено грехом.

Так кто же рискует остаться у  Бога неисцелённым, неочищенным, неисправленным? Ответ на это столь же прост, сколь и  печален: тот, кто считает себя здоровым, чистым и  не нуждающимся ни в  каком исправлении даже после того, как увидал свою грязь, болячки и  лукавство во всей их неприглядности.

 

Когда истина не радует

Трудно найти человека, который бы утверждал, что не стремится к  истине. Но далеко не всегда истина радует и  греет душу. Каждый раз она как бы раскрывает перед нами два плана нашего бытия: как мы могли бы жить, следуя замыслу Божию о  нас, и как мы живём на самом деле. И тогда – через совесть, через разум, через душевную боль – мы явственно ощущаем, в чём и  каким образом уклонились от истины. Это и  есть действие Святого Духа в  каждом человеке. А хулой на Духа является упорное и  постоянное отвержение такого благодатного действия, когда в  конце концов человек становится просто неспособен к  покаянию. Известная школярская мудрость гласит: повторенье – мать ученья. Многократное и  осознанное следование злу, к  сожалению, тоже приносит вполне определённые плоды в  виде полного омертвения души, которая делается неспособной отличить добро от зла.

Слова Господа «не простится ни в  сем веке, ни в  будущем» – не угроза, а  заботливое предостережение от этой беды, которая может иметь своё начало в  какой-нибудь самой незначительной мелочи, крошечном нравственном компромиссе. Сам по себе он, конечно же, ещё не является той самой хулой, которая не простится ни здесь, ни в  вечности. Но каждый такой бессовестный поступок, подобно снежному кому, способен намотать на себя множество других, уже более серьёзных злых дел, которым, в  свою очередь, тоже будет найдено «достойное» оправдание. И наконец наступит момент, когда всё доброе в  человеке окажется погребено под этими глыбами произвольно сотворённого им зла, а  навык отвержения очевидной истины превратится в  его вторую натуру. Такой несчастный никогда не сможет получить прощение и  исцеление от Духа Истины, потому что сама истина станет для него мучительной и  ненавистной. А спасти того, кто с  ненавистью отвергает своё спасение, не может даже всемогущий Бог.

Александр Ткаченко, «Фома», №4, 2011 г.

Врезка

«Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек» (Мк. 3 :29). Долго ли попасть в этот страшный грех? Очень недолго; ибо вот какие этого рода грехи: «многое и безмерное упование на благодать Божию; отчаяние или ненадеяние на Божие благоутробие; противоречие явной и утверждённой истине и отвержение православной христианской веры. Иные к этому присоединяют зависть к духовным дарам, которые получает от Бога ближний; упорство в грехе и состарение в злобе; нерадение о покаянии до отшествия от жизни сей» («Правосл. испов.», ч. 3, вопр. 38).

Вот сколько путей! Зайди в какой-нибудь из них, уж трудно будет воротиться, так и понесёт тебя к пропасти поглощающей. Противление истине начинается малыми сомнениями, возбуждёнными словом или писанием злым. Оставь их без внимания и врачевания, они заведут к неверию и упорству в нём. До отчаяния тоже доходят незаметно: покаюсь, говорят, и грешат. Так несколько раз; потом, видя, что покаяние не приходит, говорят в себе – так тому и быть, не совладаешь с собою, и предаются греху в полную власть. Собирается бездна грехов, а при этом допускается и бездна противлений явным влечениям Божией благодати. Когда в этом виде придёт человек к мысли исправиться, множество грехов подавляет его, а противление благодати отнимает смелость приступить к Господу, и решает: «Вящшая вина моя, еже оставитися мне» (Быт. 4 :13). Вот и отчаяние! Берегись начатков неверия и грехолюбия и не попадёшь в эту бездну.

Святитель Феофан Затворник

 

Приход храма святых Царственных Страстотерпцев г. Курска 26 августа организует паломническую поездку в г. Белгород Преображенский собор: мощи свт. Иоасафа Белгородского; с. Ракитное : могила Серафима Тяпочкина; Кашары: Животворящий Крест   Отъезд 26 августа в 05.30 от Курского кондитерского комбината (ул. Радищева). Возвращение в 22 часа. Запись по тел.: 8-910-311-37-57. Пожертвование 750 руб.
 
По теме
DSC_0694 - Курская епархия В этот день в Курске прошли траурные мероприятия, в которых принял участие митрополит Курский и Рыльский Герман.
23.06.2018
 
 
Митрополит Герман принял участие в торжестве по случаю 70-летия митрополита Зиновия - Курская епархия 19 июня 2018 года, в день  своего 70-летия, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий совершил Божественную литургию в сослужении с митрополитом Курским и Рыльским Германом и епископом Щигровским и Мантуровским Паисием в
21.06.2018
 
В Курском районе сгорели хозпостройки - Курские Известия Причину пожара устанавливают специалисты   21 июня в 11.42 на номер «112» поступило сообщение о загорании хозпостройки в с. Духовец Курском района.
22.06.2018 Курские Известия
Бумажные журавлики в День памяти и скорби - УФСИН 22 июня в следственном изоляторе УФСИН России по Курской области в День памяти и скорби несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в СИЗО, выполнили в технике оригами белых журавликов.
22.06.2018 УФСИН
DSC_0694 - Курская епархия В этот день в Курске прошли траурные мероприятия, в которых принял участие митрополит Курский и Рыльский Герман.
23.06.2018 Курская епархия
С каждым годом растет популярность Курской Коренской ярмарки и ее масштабы набирают обороты.
15.06.2018 Газета Знамя Победы
Нажмите для предварительного просмотра изображения - ФК Авангард "Авангард" завершил первый учебно-тренировочный сбор двусторонкой на поле в Соловьиной роще.
23.06.2018 ФК Авангард
Память сохраняют дела - Лига настольного хоккея Немного собралось курян 2 июня у памятника земляку Вячеславу Клыкову на проспекте, носящем имя знаменитого скульптора...
22.06.2018 Лига настольного хоккея
«Президентские состязания» В Курске на стадионе «Трудовые резервы» прошёл региональный этап Всероссийских соревнований «Президентские состязания» среди обучающихся девятых классов 2001-2003 годов рождения.
21.06.2018 Газета Золотухинская жизнь
В рамках осуществления пограничного ветеринарного контроля сотрудником Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям в международном автомобильном пункте пропуска "Крупец" Курской области выявлен факт пере
22.06.2018 Россельхознадзор