По ту сторону экрана

Валерий Гира говорит чуть громче звука работающей киноустановки, чтобы в суете перед очередным показом советской нетленки «Корона Российской империи» не нарушать таинство механика. Ничто не должно мешать зрителю погрузиться в атмосферу кино.

Валерий Гира говорит чуть громче звука работающей киноустановки, чтобы в суете перед очередным показом советской нетленки «Корона Российской империи» не нарушать таинство механика. Ничто не должно мешать зрителю погрузиться в атмосферу кино. В зале ребята из окрестных школ. Им рассказывают о главных российских ценностях: гербе, флаге и гимне. Видно, что им не терпится увидеть фильм. И вот свет погас. Откуда-то сзади доносится приятное стрекотание киноустановки. Титры сменяют друг друга, и наконец появляется название «Корона Российской империи». Пленка в крови Приятное стрекотание, что слышно в зрительном зале, нарастает в геометрической прогрессии в комнате киномеханика. Помещение в кинотеатре «Ассоль» скромное, но вмещает все, что нужно: два 400-килограммовых кинопроектора 23КПК, работающих поочередно, стол для перемотки и склеивания кинопленки, два стула, а также компьютер с небольшим современным проектором, благодаря которому в кинотеатре вещают в «цифре». Стрекочет одна из громоздких киноустановок. Проектор 23КПК – самый массовый стационарный проектор для демонстрации фильмов на 35-мм пленке с оптической фонограммой. Создавался он силами Ленинградского оптико-механического объединения имени Ленина с 1973 по 1993 годы. В кинотеатре «Ассоль» до сих пор работают модели 1977 года. В свое время это была хорошая установка с мощной лампой в 3 кВт. Подходящий вариант для кинотеатров средней вместимости. Сейчас – анахронизм, но с обаянием. Главное ее преимущество – 35-мм пленка, на которой записана вся классика советского кинематографа. – Сейчас мы перемотаем пятую бобину с первой серией «Короны», – пояснил главный киномеханик «Ассоли» Валерий Гира. – всего их семь штук. В каждой по 500 с лишним метров, поэтому стоит поторопиться. Он ловким движение насадил бобину на держатель, аккуратно ухватился за конец кинопленки и закрепил его на другой бобине. На установках, где не предусмотрена автоматическая смена проектора, киномеханик должен следить за появлением небольшой точки в правом верхнем углу экрана. Увидел – значит пора менять катушку. Чаще всего эта точка – физический прокол пленки, сделанный для того, чтобы киномеханик мог ориентироваться. Для рядового зрителя она проскакивает незаметно, но глаз профессионала ее не упустит. Валерий Гира за долгую карьеру успел поработать в ключевых кинотеатрах города, в том числе в «Востоке» и «Юности». Первой его серьезной киноустановкой был угольный проектор. В конструкции использовались специальные киноугли, между которыми проходила дуга интенсивного горения. Внутри киноустановки находился сварочный аппарат. – Самым сложным было постоянно следить за тем, чтобы угли не отдалялись, иначе картинка портилась, – вспомнил Валерий. – Это было неудобно, но такими были технологии. Сейчас у нас стоит маленький проектор, который может делать все. Но ощущения не те. У меня в крови – пленка. Именно она ассоциируется с кинопоказом. Эти проекторы, эти бобины, этот шум – часть моей жизни. Та часть, которой мне бы хотелось поделиться с другими. Еще один человек в комнате киномеханика – вчерашний стажер Алексей Третьяков. Высокий смуглый парень лет 25. Он пришел в кинотеатр в конце весны. Услышал, что есть вакансия, но главное – есть возможность научиться. В течение месяца парень ходил на уроки кинопоказа к Валерию Гире, а затем сдал экзамен в «Курскоблкиновидеофонде», после которого получил звание киномеханика. Второй пилот Алексей провел подготовку к сеансу: установил бобины, перемотал их, проверил склеенные швы киноленты, а также сделал пометки в прокатном удостоверении фильма – документе, который передается в кинотеатр вместе с копией пленки. Судя по сохранности документа – его не обновляли с момента появления «Короны Российской империи» в прокате СССР в 1971 году. – Привыкаю к работе, – рассказал Алексей. – Удобно трудиться в таком ритме, так как работать на полную ставку не позволяет учеба в университете. Во время разговора парень постоянно отлучался для смены очередной 500-метровой катушки. И хотя второй киномеханик знал, что автоматика работает без нареканий, рисковать не хотел. Но и не суетился – если нужно, всегда подстрахует профессионал. – В отличие от Валерия Прокофьевича, я не испытываю теплых отношений к пленке, – честно признался Алексей. – Хочу видеть в первую очередь качественную картинку, и чтобы был сочный звук. Современная аппаратура справляется с этим лучше. – Молодые вы. Вам бы побольше взрывов, да выстрелов. Но кино не только об этом. Кино воспитывает. Для хорошего фильма яркая обложка – обычная мишура. Валерий Гира не успел закончить мысль, как в комнату вбежала сотрудница «Ассоли». – Никто ничего не смотрит, дети болтают, учителя тоже. – Значит вторую серию не готовить? – спросил главный киномеханик. – Естественно. Боюсь, они и эту не досмотрят. Встанут и пойдут. Валерий Гира согласно кивнул. Несколько секунд в комнате было слышно лишь трещание киноустановки. Последняя бобина завершила заключительный оборот, и звук пропал. Вместо него из зала стал доноситься радостный детский крик. Для них «Корона Российской империи» наконец-то закончилась. Холл кинотеатра загудел так, как и не снилось десятку проекторов. Полусонные школьники лениво обсуждали увиденное: – Красные, белые, корона? Зачем нам это вообще показали? – спросил один школьник другого. – Это наша история, – парировала девочка постарше. «Ассоль» сменит поколение Судя по разговорам в комнате киномехаников, «Ассоль» ждут преобразования. Есть информация, что ее могут модернизировать, как это произошло с «Юностью», «Родиной», «Сказкой». Закупят цифровое оборудование, которое позволит кинотеатру перейти в высшую лигу. И тогда дети вновь охотно пойдут в кино. Что уже происходит в других кинотеатрах.

Автор: Артем ТУТОВ

Фотограф: Валерий БЕЗУГОЛЬНИКОВ

 
По теме
В Центре молодежи города Железногорска прошла встреча допризывной молодежи с ветераном ВС России – Владимиром Климентьевым, участниками СВО – Леонидом Порохней и Иваном Корсаковым,