Почитаем, поклоняемся и лобызаем

Почитаем, поклоняемся и лобызаем
Фото: kursk-izvestia.ru

 

Отцы церкви и богословы об иконопочитании

 

«Ты говоришь, что мы поклоняемся камням, стенам и доскам. Это не так, император (послание написано Льву III Исавру, византийскому императору (717—741), при котором Византийская империя вступила в период иконоборчества – ред.) , как ты говоришь: иконы служат нам только средством для напоминания; они пробуждают и возносят наш ленивый, неискусный и грубый ум в горний мир, предметам которого мы не можем не давать имён, названий и образов. Мы почитаем иконы не как богов, как ты говоришь, – да не будет! – мы не на них возлагаем надежды. Если пред нами находится икона Господа, мы говорим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги нам и спаси нас!». А если пред нами икона святой Его Матери, то мы говорим: «Святая Богородице, Мати Господа, будь (нашею) заступницею пред Сыном Твоим, истинным Богом нашим, во спасение душ наших!». Если же икона мученика, например, Стефана, то говорим: «Святый Стефане, изливший кровь твою за Христа и имеющий пред Богом дерзновение как первомученик, будь нашим заступником!». Так мы обращаемся и ко всякому другому святому мученику. Вот куда воссылаем мы молитвы при посредстве икон».

Григорий II, папа Римский

 

«Почитаю, поклоняюсь и лобызаю и честные и священные иконы их, не как богов, но как сокращённое описание, уяснение и напоминание страданий их. Потому что иконы не суть только начертание тела и указание на него, но показывают и страдания тела. Ибо за страдания, которые претерпели ради Христа, Бога нашего, ублажаются, почитаются и чествуются поклонением (святые). А если бы сего не потерпели за Христа, то мы не имели бы нужды изображать их в книгах и церквах.

Как многие в домах своих делают изображения человеков, родители – детей своих, дети – родителей своих, по причине любви и взаимной между собою связи, и для незабвенной памяти, так что и лобызают их – впрочем, не как богов, а ради памяти и любви к ним, так надлежит разуметь и об иконах святых, что для напоминания и для нашей любви, и для исправления жизни нашей, а вместе и язычников, приступающих к вере во Христа Иисуса, для показания доброго их свидетельства, они написаны в церквах и книгах. И если те по причине плотской любви к детям своим начертывают изображения для напоминания о них, то тем более должны мы писать иконы святых с страданиями их, (изображать) проливших кровь свою из любви ко Христу».

Святитель Мефодий I Константинопольский, исповедник

 

«Ибо изображения святых, и иконы, и образы и с нашей стороны пользуются поклонением не как боги. Ибо если бы мы поклонялись дереву иконы как Богу, то, конечно, должны были бы поклоняться и остальным кускам деревьев и не сжигали бы иконы в огне, как часто, между тем, бывает, после того как изгладится с неё изображение. И, в свою очередь, до тех пор, пока куски деревьев, составляющие крест, связаны вместе, я поклоняюсь этому образу ради распятого на нём Христа, а после того, как они бывают разделены друг от друга, бросаю их и сжигаю. И подобно тому, как получивший повеление царя, скрепленное печатью, и поцеловавший эту печать оказал почёт не глине, не листу папирусной бумаги или свинцу, но воздал уважение и поклонение царю, так и мы, сыны христиан, поклоняясь изображению креста, поклоняемся не природе дерева, но, взирая на своего рода печать и перстень с печатью и образ Самого Христа, то есть крест, чрез него приветствуем и поклоняемся Тому, Кто был на нём распят…»

Святой Леонтий Неапольский

 

«Икона – не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества. И, так как этого человечества мы пока не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем, икона может служить лишь символическим его изображением. Что означает в этом изображении истончённая телесность? Это резко выраженное отрицание того самого биологизма, которое возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь... Измождённые лики святых на иконах противополагают этому... царству самодовлеющей и сытой плоти не только «истончённые чувства», но прежде всего новую норму жизненных отношений. Это то царство, которого плоть и кровь не наследуют».

Евгений Трубецкой, из книги «Умозрение в красках»

 

«В Ветхом Завете не было изображений Божества, потому что там был дух рабства и страха. Бог явил своё присутствие народу еврейскому на Синае не в определённом образе, а в пламени, дыме, громах и молниях, и народ в страхе отступил и стал вдали (Исх. 20:18). Но и самый страх мало действовал на этот чувственный народ. Вскоре евреи слили себе золотого тельца (Исх. 32) и потом часто отступали от Бога и поклонялись идолам языческим. Напротив, в Новом Завете дух любви и сыноположения. Сын Божий как нельзя более приблизился к людям, явившись в плоти человеческой не избранным только, но всему народу еврейскому и язычникам, с ним соприкосновенным, и весь народ искаше прикасатися Ему, яко сила от него исхождаше и исцеляше вся (Лук. 6:19; Map. 5, 30). Христос усыновил всех верующих в Него Отцу небесному (Иоан. 1:12). Но кто кого более любит, тому приятнее изображение любимого: детям более свойственно чтить изображения своих отцов, нежели рабам, братьям естественно чтить изображения братьев. Кому и цари земные дают свои изображения? Тем, которым хотят оказать особое своё благоволение. Так поступил и возлюбивший нас Царь небесный. И христиане достойно воздавали любовию за любовь к ним Божию. Они тысячами умирали за Христа среди преследований от язычников; в тяжкое и продолжительное гонение от иконоборцев они многими страданиями и потоками крови отстояли самые изображения Пресвятыя Троицы и братий своих на небе святых Божиих. Это истинная любовь! Это истинное совершенство! Господь Иисус Христос во время пребывания во плоти на земле благоволил так приблизить Себя к людям, что входил в домы матерей и грешников, и возлежал с ними на вечерях, и во время вечери допустил прикасаться к Нему жене грешнице (Мф. 9:9–12; Лук. 7:36–50; 1–9). Потому христиане и в домах своих имеют образ Его и святых Его. Господь творит чудеса и через домашние иконы христиан. Св. пророк Захария изрёк о христианских временах: «В то время даже на конских уборах будет: Святыня Господу» (Зах. 14:20); это те слова, которые носил один ветхозаветный первосвященник на челе своём на золотой дощечке во время священнослужения.

Архиепископ Сергий Спасский (1830 – 1904)

 

«Что такое икона? Чтобы ответить на этот вопрос, надо прежде спросить себя: а что такое человек? По учению Церкви, человек есть существо, состоящее из души и тела. Когда-то обе эти части человеческого существа были преисполнены божественной красоты, ибо человек создан по образу Божию, но вследствие грехопадения и то, и другое в нас находится ныне в состоянии тления. Вместе с нами, через наш грех, лежит во зле и весь мир.

Какую же цель ставит себе фотограф, художник и иконописец и есть ли эта цель одна и та же у всех троих?

Если мы хотим изобразить человека в том состоянии, в каком он находится в данный момент, то можем сделать это через фотографию. Заметьте, что фотография очень точно схватывает внешность человека, но часто бывает непохожа на него, так что мы еле узнаём, чьё это изображение. Фотография даёт нам «личину» человека, а личина меняется в зависимости от настроения, состояния здоровья и т.д. Это есть не внутренний человек, не душа, но случайное состояние его внешней оболочки.

Художник старается передать в портрете и вашу душу, делая это более или менее успешно в зависимости от своего таланта. Если фотография давала нам личину, то портрет даёт большее – он показывает лицо человека, но не всегда способен отразить человека внутреннего.

Когда же вы стоите в церкви и видите, как священник кадит сначала иконам, а потом вам, то должны знать, что он кадит не личине и не лицу, но лику, образу Божию в вас, который, хотя и покрыт язвами прегрешений, заключает в себе всю нашу духовность, всю нашу духовную сущность. Иконописец изображает не личину, не лицо, а именно лик того, кого он пишет. Икона призвана изобразить не тот мир, в котором мы живём, не тот мир, который лежит во зле, она пытается дать изображение мира горнего, пользуясь для этого миром дольним, ибо это необходимо для его представления, ведь дольнее связано с горним, является его отражением. Иконописец старается показать нам природу и человека очищенными от греха – такими, как были они до грехопадения. Отсюда понятно отношение иконописца к природе. Если фотография даёт личину природы, художник – её лицо, воспринятое его грешными глазами, то иконописец пытается изобразить её такой, какой она должна быть по существу».

Священномученик Сергий Мечёв

 

 

 
По теме
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Свято-Троицкий женский монастырь Судьба этого чудотворного образа тесно переплелась с судьбами России, ибо Феодоровская была родовой иконой дома Романовых.
Свято-Троицкий женский монастырь
Роман Старовойт назвал возмутительной ситуацию с убийством собаки в Золотухинском районе - Курская правда В район выехали следователи, которые должны разобраться в произошедшем. Фото: Телеграм-канал Романа Старовойта Роман Старовойт прокомментировал ситуацию с убийством собаки в Золотухинском районе.
Курская правда
Туберкулезу – нет! - ЮЗГУ В Юго-Западном государственном университете состоялась встреча студентов с врачом-эпидемиологом Марией Мосиной.
ЮЗГУ