Под Андреевским флагом

1 (11) декабря 1699 года флаг с Андреевским крестом был провозглашён Петром I официальным знаменем военного флота России.

Вот уже третье столетие подряд символ доблести и храбрости российских моряков украшает все отечественные военные корабли. Из истории известно, что цветовой фон флага менялся несколько раз, однако очертания Андреевского креста присутствовали практически на всех знамёнах. Интересный факт: во флоте Российской империи традиционно последними напутственными словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были: «С нами Бог и Андреевский флаг!».
Как известно, Курская область не имеет выхода к морю, соответственно и профессиональная военно-морская подготовка в наших краях не первостепенна. Однако курьёз истории заключается в том, что многие куряне, так или иначе, посвятили свою жизнь водной стихии. В качестве примера можно привести имена Михаила Васильевича Грешилова – героя подводника-черноморца из Будановки, Александра Семёновича Сергеева – прославленного флотоводца русско-японской войны. Этот список можно продолжить и именами курских моряков двадцать первого века, но это достойно отдельного обстоятельного описания.
Последний период летнего времени ознаменовался в нашей стране несколькими памятными военными датами, среди них – День Военно-Морского Флота России. В связи с этим было интересно встретиться и пообщаться с офицером российского флота, проживающим в настоящее время в д.Будановка, – Александром Михайловичем Киндеевым (на фото). Александр Михайлович вспоминает, что в их школе преподавал прошедший войну офицер, который во многом и привил любовь своих учеников к военной службе.
-Четыре человека, в том числе и я, после школы успешно поступили и окончили военные училища. На выбор моей будущей профессии особое влияние оказал отец, который также был военным моряком, но, к сожалению, в своё время попал под хрущёвскую демобилизацию и вынужден был уйти с флота. Я же поступил в Черноморское высшее военно-морское училище имени Нахимова, после его окончания по распределению попал на Балтийский флот в город Лиепай. Начал служить на малых ракетных кораблях (МРК).
Здесь стоит сделать небольшое отступление. Дело в том, что в нашей стране существует определённая традиция, выражающаяся в названиях кораблей. Одни суда называют в память выдающихся людей, другие – в честь городов, а третьи – символизируют природные явления, например: «Шквал», «Бурун» (первоначальное название «Буран»), «Град», «Шторм». Из-за этого дивизион МРК был прозван моряками «дивизионом плохой погоды». Что ни говори, а чувство юмора является неотъемлемой частью русского народа. На этих кораблях удалось поплавать и Александру Михайловичу.
-Мы выполняли задачи корабельно-ударной группы, в которые входило предотвращение входа в пролив авианосных ударных соединений. У нас был установлен противокорабельный ракетный комплекс «Малахит». Его крылатые ракеты могли нести ядерный боезаряд. В течение месяца дежурства сход с корабля был запрещён.
По словам Александра Михайловича, служба на флоте интересная, это выражается не только в проводимых различных учениях, но и в сплочённости коллектива. Пожалуй, ничто так не объединяет людей, как автономность плавания, когда ты по нескольку недель не можешь сойти на берег, в частности, потому что его поблизости просто нет.
Как было сказано выше, отец Александра Михайловича также был военным моряком. Между тем, уйдя со службы, он не потерял контактов со «старыми» знакомыми. Семья Киндеевых периодически приезжала в Севастополь. История этого города, также как и Санкт-Петербурга, неразрывно связана с флотом. Подобные примеры производят на человека сильные впечатления. Именно такая военно-морская красота и сыграла свою роль в выборе дальнейшей профессии будущего капитана.
-В институте мне предлагали поступать на факультет береговой службы, но я не мог изменить морской романтике, которая витала в моём подсознании. Изначально хотелось учиться на подводном флоте, однако из-за травмы носа мне не удалось пройти барокамеру, поэтому начал изучать специфику надводных кораблей.
В каждой работе есть свои определённые правила. Так, распределённый на корабль лейтенант должен был изучить его устройство и впоследствии сдать допуск на дежурство и на знание своей профессии.
Двадцатый век у многих живущих в нашей стране людей ассоциируется с бесконечными военными конфликтами, в которых, так или иначе, участвовала Россия. Говоря о флоте, то после Великой Отечественной его боевая готовность в основном работала как фактор сдерживания потенциального противника. Поэтому многие солдаты срочной службы радовались, когда их распределяли на флот ещё потому, что им не придётся участвовать в войне. В качестве подобного примера можно привести семью старшины АПРК «Курск» Юрия Анненкова. Трагедию двухтысячного года будут помнить ещё долгое время. Она явилась шоком и для самих моряков.
-Я до последнего надеялся, что удастся спасти хотя бы кого-нибудь, в частности, из девятого отсека, где были слышны перестукивания, но этого не произошло.
К сожалению, пока нам никто точно не скажет наиболее уместную версию произошедшего, но когда люди гибнут в мирное время, как на войне – это повод задуматься.
С приобретением опыта возрастает и доверие к человеку. Так, Александр Михайлович «вырос» с лейтенанта до капитана третьего ранга, был командиром малого ракетного корабля. Девяностые годы прошлого столетия оставили особо яркий отпечаток на всей настоящей истории нашего государства. Нескончаемые политико-экономические преобразования также отразились и на оборонной отрасли. Чего только стоит вспомнить, как уничтожалась и распродавалась за рубеж отечественная военная техника – выдающийся плод умственного творения инженеров и конструкторов. Видя подобную практику, многие кадровые офицеры добровольно уходили со службы. Не стал исключение и Александр Михайлович. В 1993 году капитан третьего ранга Киндеев написал рапорт о добровольном уходе с военной службы. Однако, как рассказал товарищ капитан, сущность морского офицера такова, что он всегда найдёт себе работу.
-После увольнения со службы я преподавал в 48-й школе. Однако меня приглашала перейти в 18-ю школу, известную своим военно-морским кадетским корпусом (ВМКК), её директор Медвецкая Светлана Геннадьевна. Как рассказывала сама руководитель учебного заведения, побудило её на создание подобного корпуса особая любовь к морякам. Однако я отказался в силу того, что здесь нужно было проводить наибольшее количество времени, постоянно занимаясь с ребятами. Возможно, будь у меня выслуга и пенсия побольше, я бы согласился. Завершив свою просветительскую деятельность, я ушёл из школы и начал осваивать бухгалтерские программы, впоследствии с ними и работал.
В настоящее время Александр Михайлович работает инструктором по вождению в одной из курских автошкол, так сказать учит людей пониманию, что машина и человек – это единое целое.
Видя такую биографию, начинаешь в действительности задумываться о многогранности русских морских офицеров.
Иван ЖУРАВЛЁВ

 
По теме
Даже кроманьонца помыли! - Краеведческий музей Кроманьонец — это общее название ранних представителей современного человека, которые появились в Европе значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними 40–30 тысяч лет назад.
Краеведческий музей