25 февраля в Федеральной налоговой службе состоялось заседание расширенной коллегии под председательством руководителя ФНС России Михаила Мишустина , посвященной итогам работы налоговых органов в 2015 году и основным задачам на 2016 год.
В работе коллегии приняли участие Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов , Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов , председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам А.М. Макаров , руководитель Федерального казначейства Р.Г. Артюхин , первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы В.М. Малинин , заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу О.В. Крылов , руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - главный государственный регистратор Российской Федерации И.В. Васильев , аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.И. Штогрин , член Общественного совета при ФНС России, Председатель Попечительского Совета «Опоры России» С.Р. Борисов , ректор Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ С.Г. Синельников-Мурылев , первый проректор Высшей школы экономики А.Т. Шамрин .
Открывая заседание, руководитель Налоговой службы обратил внимание, что несмотря на непростые экономические условия ФНС России удается поддерживать установившийся в последние годы тренд по росту налоговых поступлений. Так, в консолидированный бюджет страны поступило 13,8 трлн рублей, что на 1,1 трлн рублей, или почти на 9% больше, чем в 2014 году. В федеральный бюджет поступило около 6,9 трлн рублей (на 11%, или на 0,7 трлн рублей больше). Основной рост обеспечен за счет ненефтегазовых доходов: налог на прибыль вырос на 9,5%, НДС – на 12%, имущественные налоги - на 12%. В реальном выражении налоговые поступления выросли на 1,4% при снижении ВВП на 3,7%, отметил Михаил Мишустин .
Он подчеркнул, что треть прироста поступлений налогов обеспечено за счет улучшения налогового администрирования.
Продолжается работа по снижению количества выездных проверок при росте их эффективности. За год их число снизилось на 14% (с 35,8 тыс. до 30,6 тыс.), эффективность одной выездной проверки выросла на 8% и составила почти 9 млн рублей, а уровень взыскания доначисленных сумм возрос до 60%.
Михаил Мишустин рассказал, что в 2015 году ФНС России запустила пилотный проект по управлению поведением налогоплательщика в нескольких отраслях: электроника, бытовая техника и драгоценныеметаллы.
«По рынку бытовой техники и электроники по итогам 2015 года при снижении объемов реализации мы наблюдаем рост налоговых платежей (крупнейших налогоплательщиков сектора) в четыре раза. Аналогичная ситуация - на рынке драгоценных металлов. Практически до нуля снижено количество сомнительных операций с драгоценным металлом, осуществляемых кредитными организациями», - подчеркнул руководитель ФНС России.
В 2015 году количество жалоб налогоплательщиков снизилось более чем на 5% по сравнению с 2014 годом. ФНС России продолжает развивать новые механизмы досудебного урегулирования налоговых споров, такие как:
Михаил Мишустин обратил внимание, что количество судебных дел с бизнесом уменьшилось на 32%. Всего же в 2015 году в пользу налоговых органов удовлетворено 79% сумм рассмотренных требований.
Еще одно важное направление контрольной работы в 2015 году – это принятые меры по деоффшоризации экономики, отметил руководитель ФНС России. С 1 июля 2015 года в России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Она действует в отношении налоговых периодов с 1 января 2016 года, а в отношении уголовных расследований по налоговым вопросам - с 1 января 2012 года.
«В ближайшее время Российская Федерация присоединится к многостороннему Соглашению об обмене информацией по Единым стандартам ОЭСР, к которому уже присоединились 79 государств. Единый стандарт предполагает автоматический обмен информацией о финансовых счетах и активах налоговых резидентов между компетентными органами стран мира. ФНС России уже сделала первые шаги. Первые 200 информационных контейнеров загружены в систему и переданы Росфинмониторингу и Банку России», - заявил Михаил Мишустин .
Руководитель ФНС России отметил, что задачей налоговых органов остается дальнейшее повышение эффективности администрирования, которого можно добиться за счет внедрения новых технологических решений и усиления аналитической составляющей в администрировании.
Он напомнил, что в начале 2015 года внедрен первый функциональный блок АИС «Налог-3» (системы, построенной с использованием облачных технологий на базе запущенных ЦОДов) - и сегодня регистрация по всей стране осуществляется централизованно онлайн.
В конце прошлого года запущен второй функциональный блок по администрированию имущественных налогов физических лиц, ведению лицевых счетов и работы с задолженностью физических лиц. Создана централизованная федеральная база данных в которой сконцентрирована информация о 55 млн транспортных средств, 35 млн земельных участков, 70 млн объектов недвижимости, а также 254 млн записей о фактах владения объектами собственности и более 180 млн лицевых счетов по имущественным налогам физических лиц.
«В этом году мы сможем сформировать единое налоговое уведомление для граждан по всем объектам на территории России - одно на всю страну», - заявил Михаил Мишустин .
В 2016 году планируется поэтапное внедрение третьего функционального блока АИС «Налог-3» по администрированию юридических лиц и предпринимателей, который является самым объемным по количеству технологических процессов и превышает почти в три раза суммарное количество пользователей первого и второго блоков.
Также в 2015 году был запущен программный комплекс АСК НДС-2, благодаря которому удалось обеспечить рост поступлений НДС на 12% и снизить количество компаний с высокой степенью риска с 1,7 млн в 2011 году до 650 тысяч в январе 2016 года. В 2016 году Служба планирует дальнейшее развитие системы АСК НДС.
Успешно завершен эксперимент по применению новой технологии контрольно-кассовой техники с электронной передачей информации о расчетах в адрес налоговых органов. В четырех пилотных регионах – Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях было подключено более 3,5 тысяч единиц ККТ, пробито 49 млн чеков на сумму 37 млрд рублей. В 2016 году планируется поэтапное внедрение системы в масштабах всей страны.
Михаил Мишустин обратил внимание, что в апреле 2016 года начинает работать система по контролю за легальностью происхождения товаров путем его маркировки и соответствующей уплаты налогов при движении товаров до потребителя. Система построена на использовании радиочастотных меток для прослеживания жизненного цикла товара и пока охватывает одну товарную позицию - изделия из натурального меха. В дальнейшем планируется распространить этот проект и на другие виды товаров.
Руководитель ФНС России подчеркнул, что внедрение новой технологии ККТ, системы маркировки товаров совместно с АСК НДС-2 в перспективе позволит замкнуть цепочку контроля формирования добавленной стоимости на территории Российской Федерации и прослеживать движение товаров до конечного потребителя.
Также по поручению Президента России Налоговая служба приступила к формированию единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который будет размещен на сайте ФНС России 1 августа 2016 года. Создание реестра позволит снизить затраты предпринимателей и органов власти, связанные с подтверждением статуса малого и среднего предприятия, а также облегчит поиск потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий.
В заключение Михаил Мишустин заявил, что в текущем году предстоит большая работа по реализации принятых Руководством страны решений по формированию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей. В связи с этим под руководством Правительства и Минфина России Служба работает по следующим ключевым направлениям:
Также на заседании коллегии присутствовали заместители руководителя Федеральной налоговой службы, руководители территориальных налоговых органов из всех федеральных округов России, начальники управлений центрального аппарата Службы и другие представители исполнительных органов власти.
Фотоотчет