Руководитель Управления Роспотребнадзора по Курской области принял участие в работе Первого открытого форума прокуратуры Курской области, посвященном вопросам соблюдения законодательства в сфере защиты прав предпринимателей.
Помимо непосредственных организаторов форума – Курской областной прокуратуры, в мероприятии участвовали представители Курской торгово-промышленной палаты, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Курской области, представители КРОО общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», отраслевых комитетов администрации Курской области, правоохранительных органов и региональных средств массовой информации.
Организаторы форума обратили внимание участников на существующие проблемы и необходимость объединить усилия всех уполномоченных органов и общественных институтов для обеспечения соблюдения законодательства в сфере защиты прав предпринимателей на территории области.
Актуальность темы сокращения административной нагрузки на бизнес, как одной из наиболее важнейших для страны и региона, не вызывает сомнений. На вопросах соблюдения прав хозяйствующих субъектов при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий, оказании поддержки, развитии условий для инвестиционной деятельности и импортозамещения сегодня сосредоточены усилия областной прокуратуры, что подтверждается серьезным юридическим подходом прокуроров к решению проблемы и положительными результатами работы государственных надзорных органов, в числе которых и Управление Роспотребнадзора по Курской области.
Важнейшим документом, определяющим алгоритм действий по преодолению проблемы, является Федеральный закон от 28.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля надзора и муниципального контроля».
Федеральная служба Роспотребнадзора требует от территориальных органов неукоснительного соблюдения положений этого документа, на систематической основе отслеживая его исполнение.
Важнейшими аспектами деятельности Роспотребнадзора в рамках реализации мер по снижению административной нагрузки на бизнес, являются:
- соблюдение сроков проведения документарных и выездных проверок хозяйствующих субъектов, субъектов малого, предпринимательства и микропредприятий;
- обязательное предварительное уведомление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о начале проведения плановой и внеплановой проверки, если уведомление предусмотрено законодательством;
-исполнение положений Федерального Закона 294-ФЗ, введенных с 2016 года, о моратории на проведение плановых проверок малых предприятий и других требований.
Существенный вклад в снятие барьеров и ликвидацию давления на бизнес вносит внедрение в практику модели риск-ориентированного планирования, определенного постановлением Правительства от 17.08.2016 г. № 806, позволяющего уделить внимание в первую очередь объектам высокой степени риска.
Использование принципов риск-ориентированного подхода позволило Управлению последовательно снижать количество запланированных мероприятий, начиная с 2015 года.
Так, план проверок на 2014 год предусматривал 1382 плановые проверки, на 2015 г. – 1140, на 2016 г. – 763 проверки.
Наметилась тенденция к сокращению плановых проверок и в отношении общего числа контрольно-надзорных мероприятий. С 2013 года их количество сократилось на 27 процентов. Так, в 2013 году специалистами Управления было проведено 2743 мероприятия, а в 2015-м - 1986.
Претерпела изменения и структура ежегодного плана проверок. Если ранее в планы поверок включалось большое количество объектов малого и среднего бизнеса, то со вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», количество проверок объектов малого бизнеса сократилось с 509-ти в 2015 году до 79-ти - в 2016-м.
Суммарное снижение проверок малого и среднего бизнеса составило 30,6%.
В 2016 году изменилось соотношение плановых и внеплановых проверок. Если в 2015 году удельный вес плановых проверок составлял 52,5 % против 47,5 % внеплановых, то в текущем году при 42,1 % плановых проверок доля внеплановых составила 57,9 %.
В настоящее время, с учетом риск-ориентированного подхода, сформирован план проверок на 2017 год, который, в свою очередь, предусматривает исключение из плана тех, кто не допускал нарушений и не имеет нареканий со стороны потребителей, что позволит сократить неэффективные проверки и сконцентрировать внимание на контроле деятельности объектов высокого риска.
Одним из основных направлений, связанных со снижением административных барьеров, является совершенствование и развитие системы информационной открытости и доступности надзорного органа для бизнес-сообщества, повышения информационной доступности деятельности Управления Роспотребнадзора, в том числе и для предпринимателей.
Это достигается наличием открытого доступа на официальный сайт Управления, созданием на сайте регулярно обновляемого раздела «Роспотребнадзор предпринимателям», доступности ресурсов с утвержденным планом проверок, проводимых ведомством, а также основных документов, регулирующих деятельность федерального надзорного органа.
Важным фактором в комплексе мер по снижению административных барьеров для бизнеса стало внедрение уведомительного порядка о начале предпринимательской деятельности. Принципиальным является оказание услуг на безвозмездной основе. Выполнение заявок на экспертную оценку и оформление санитарно-эпидемиологических заключений с целью лицензирования отдельных видов деятельности осуществляется в рамках государственного задания и плата за эту работу не взимается.
Существенную роль в снижении административной нагрузки призваны сыграть и внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 года №316-ФЗ изменения в Кодекс РФ «Об административных правонарушениях", установившие особые условия применения мер административной ответственности в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также инициатива Генеральной прокуратуры на введение в ближайшее время обязательного согласования с органами прокуратуры внеплановых проверок, проводимых в рамках закона о защите прав потребителей.
Огромное значение для эффективной реализации данных мер имеют постоянное взаимодействие контролирующих органов и представителей предпринимательского сообщества, а также консультативная помощь и информационная поддержка, оказываемая органами прокуратуры Курской области.