Сокровище благодати

Сокровище благодати
Фото: kursk-izvestia.ru
Апостол Павел как художник, поэт и бытописатель своего времени

 

От природы одарённый Павел после встречи с Воскресшим Христом на пути в Дамаск обрёл новый дар благодати: дар величайшего миссионера и великого мистика и богослова, наряду с апостолом Иоанном заложившего основы христианского богословия.

Павел – удивительный пример того, как сокровище творческого, преображающего мир Слова Божия действует через посредство внешне слабого человека, отнюдь не производящего впечатление героической личности. Сам себя Павел называет «глиняным сосудом» (2 Кор. 4:7), носящим в себе сокровище Божественной благодати. Он был хрупок, этот сосуд, слаб, болезнен. Даже само имя Paulus по-латыни означает «малыш». Однако вынужденный обстоятельствами перечислять свои немощи и злоключения, этот «малыш», который претерпел во время своих странствий и тюремные заключения, и побои, приводившие его на порог смерти, и кораблекрушения, и голод, и жажду, и холод, и наготу (2Кор. 11:23-30), с уверенностью утверждает парадокс: «Когда я немощен, тогда силён» (2 Кор. 12:10), потому что «уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2:20).

Послания Павла – бесценная сокровищница не только откровений и гениальной богословской мысли, но и один из величайших памятников словесности, как прозы, так и поэзии. Здесь, в этих шедеврах Слово Божие воплотилось в неповторимом, неподражаемом языке, стиле и мысли великого мистика, учёного богослова и художника. Многообразие художественных приёмов, которыми столь непосредственно пользуется апостол Павел в своих посланиях, поражает. Отчасти это разнообразие сознательно, потому что Павел стремится как хороший миссионер сообразовывать свои писания с менталитетом и обычаями тех, кому он пишет. «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9:22), – признаётся он.

Рассудочность учёного книжника здесь переплетается со взлётами вдохновенной поэтической прозы и просто чистой поэзии. Всё это исполнено образности. Разумеется, наши переводы дают лишь слабое представление либо не дают никакого представления об этом свойстве посланий апостола Павла. Но обратившись к оригинальному греческому тексту, мы обнаружим у него цитаты из греческой поэзии: гекзаметры Арата (Деян. 17:28) и Эпименида (Тит. 1:12), ямбический триметр Менандра (1Кор. 15:33) и др.

Украшают его послания не только бесчисленные фигуры языка, но и фигуры мысли: ирония (1 Кор. 4, 10; 2 Кор. 12, 13), риторические вопросы (Рим. 3, 1; 8, 31), диалоги с воображаемым оппонентом. Подчас в своей ритмизованной прозе он достигает высших поэтических взлётов. Кому не известны, например, такие места из его посланий, как «гимн любви» (1Кор. 13) или «гимн любви Божией» (Рим., конец главы 8)? А сколько афоризмов из его посланий прочно укоренилось в нашем языке, превратившись едва ли не в поговорки, например, «Бог поругаем не бывает», «Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6:7); «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес. 3:10); «Буква убивает, а дух животворит» (2Кор. 3:6) и т. д.?

Излагая Евангелие обращаемым язычникам, Павел как опытный миссионер, как уже было сказано, в качестве метафор часто использует понятия и представления из самых различных сфер жизни эллинского общества того времени. Здесь мы находим бытовые образы. Причём для Павла, как жителя городского, наиболее характерны сравнения, почёрпнутые в спорте (1 Кор. 9, 24-27 и множество других примеров), в зрелищных развлечениях римского общества (2 Кор. 2, 14-16; 1 Кор. 4, 9), в торговле и купечестве (2Кор. 2:17). Он использует технические термины морского дела (Флп. 1:23), судопроизводства (Флп. 1:7), сельского хозяйства и строительства.

Миссионерская деятельность, шествие Евангелия по миру изображается как победный триумф Христа, торжественно вступающего в мир. Ему предшествуют глашатаи – апостолы, очищающие путь священным фимиамом.

Метафоричность языка характерна для проповеди вообще, особенно же тогда, когда проповедь эта направлена к людям малоподготовленным, начинающим. Павел пишет коринфянам: «Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твёрдою пищею...» (1Кор. 3:1-2).

Послания апостола Павла выдают в нём блестяще образованного человека, писателя с поэтическими задатками и бытописателя своего времени. Однако весь этот блеск, восхищающий нас, для самого апостола не был, разумеется, самоцелью. Каждое слово апостола преследует высшую цель, самую высокую, какую только может помыслить человек. «Уже не я живу, но живёт во мне Христос», – пишет апостол (Гал. 2:20). Благодать апостольского служения, вдохновение Духом Божиим, вот что владело им и в его миссионерской, и в его эпистолярной деятельности, благодаря чему после апостола Павла миллионы людей могли бы повторить за ним: «Живёт во мне Христос».

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) (в сокращении, по сайту azbyka.ru)

Нажмите для предварительного просмотра изображения - Свято-Троицкий женский монастырь Судьба этого чудотворного образа тесно переплелась с судьбами России, ибо Феодоровская была родовой иконой дома Романовых.
Свято-Троицкий женский монастырь
25 марта 2023 года представители Молодежного совета и сотрудники УФК по Курской области возложили цветы к стихийному мемориалу «Скорбящая мать» Георгиевского сквера Курска в память о погибших в ужасной трагедии в «Крокус
Федеральное казначейство