Святым Духом всякая душа живится

Святым Духом всякая душа живится
Фото: kursk-izvestia.ru
4 июня – День Святой Троицы. Пятидесятница

 

В день Святой Пятидесятницы мы побеседуем о том, насколько дороги и спасительны благодатные действия Святого Духа для нас, христиан. Сошествие Святого Духа на апостолов – событие величайшей важности. Оно есть начало того сильного, могучего толчка, благодаря которому весь древний, одряхлевший языческий мир пал, рухнул, уступив место религии света, истине истин.

Действительно, всё то, что прежде безраздельно господствовало над миром: эта всеобъемлющая философия, это превознесённое и воспетое многобожие – всё это гордое языческое создание рухнуло от прикосновения к нему скромных проповедников христианской религии, которая в глазах языческих мудрецов была жалким заблуждением и безумием (1Кор. 1 :18). Такова, други, сила Святаго Духа, её плоды нашли прекрасное выражение в известной молитве Святому Духу: «Царю Небесный». В ней Дух Святый называется «Утешителем, жизни подателем, сокровищем благих».

Какие чудные, высокие и глубокие названия! В церкви мы часто слышим: Святым Духом всяка душа живится , и действительно, други, во всём необъятном Божием мире живёт и существует всемогущая сила Бога Духа Святаго. В особенности каждый из нас это видит при наступлении весны, когда благодательное солнце своею теплотою начинает согревать землю. Тогда всё обновляется и оживляется; земля покрывается зеленеющими травами и разными цветами, вся Божия тварь как бы пробудилась от сна, веселится и прославляет Создателя мира. И всё это совершается всемогущею силою Бога Духа Святаго. «Послеши Духа Твоего, – говорит царь Давид, – и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс. 103 :30). Если душа человеческая произошла от Бога, то она может найти полное довольство своё и покой только в Боге. Но греховная «скверна» отчуждила человеческую душу от Бога, и с тех пор человеческая душа стала вянуть, иссыхать, истощаться, а с тем вместе испытывать недовольство, скорбь, тоску, желание чего-нибудь иного, лучшего. Долго продолжалось такое печальное и мучительное состояние. Но вот пришёл на землю Христос. Совершив дело нашего искупления на земле и вознесшись на небо, Он ниспослал нам Духа Божия, чтобы Он оживотворил, восстановил, возродил нас. Из книги Деяний Святых апостолов мы знаем, как Дух Святый снисшёл на апостолов и какими чудесными действиями обнаружилась возрождающая сила Его в их душах. В самом деле, простые рыбаки – апостолы делаются сильными и бесстрашными проповедниками Евангельской истины; из любви к Богу и ближним они претерпели многочисленные бедствия и страдания и запечатлели проповедь свою мученическою кончиною. А с другой стороны, кто руководил теми же апостолами при написании ими Посланий? Кто руководил пастырями и учителями Церкви на Вселенских Соборах при решении разных вопросов христианской веры и доброй жизни? Всё Тот же животворящий Дух Святый.

Такому действию животворящей благости Святой Духа причастны бываем и все мы, други, в разных опытах нашего духовного возрождения, обновления и освящения. Средства, по которым нам сообщается Дух Святый, – усердная молитва и таинства Церкви. Вся наша жизнь, други, от начала до конца сопутствуется великими дарами Святой Духа и вся же во всех своих действиях должна состоять и совершаться под влиянием благословляющей, освящающей и животворящей благодати Святого Духа.

Призывайте же на себя Святого Духа, всегда сохраняйте сердце своё в чистоте, чтобы не изгонять из него Святого Духа, а привлекать.

«Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».

Праведный Алексий Мечёв , 1914 г.

 

Теперь, слушатели, мы с коленопреклонением все вместе будем молиться. О чём мы будем молиться? Мы будем молиться о том, чтобы Дух Святой сошёл на нас.

Но действительно ли вы, слушатели, этого желаете? Желаете ли, чтобы Дух Святой Своим наитием просветил ваш ум, очистил ваше сердце, направил к добру вашу волю? Желаете ли, чтобы вам отныне не мыслить по-своему, а мыслить так, как будет вам внушать Дух Святой; не желать того, что вам нравится, а желать того, к чему Он вас будет побуждать; не делать того, к чему влекут вас страсти, а делать то, что Он будет вам повелевать? Если желаете, то желание ваше будет исполнено; Дух Святой сойдёт на вас, будет действовать в вашей душе. Об излиянии Его на вас будет молиться вся Церковь; Бог и каждого из вас готов слушать, тем скорее Он услышит тогда, когда мы будем Ему молиться все вместе. Не бойтесь вашего недостоинства: Дух Святой обновит вас. Не бойтесь вашей слабости: Дух Святой укрепит вас. Ничего не бойтесь, только желайте искренно, от всей души, чтобы Дух Святой сошёл на вас, и Он непременно сойдёт.

Впрочем, слушатели, мы не смеем надеяться от сего сошествия каких-нибудь мгновенных перемен, внезапных действий; не дерзаем думать, что вдруг просветится наш ум, вдруг очистится наше сердце, вдруг устремится наша воля к добру, как этого удостоились апостолы. С нами всё это делается постепенно и неприметно: не придёт Царствие Божие приметным образом (Лк. 17:20). Неприметно и медленно принимаются, растут и зреют семена в земле; ещё медленнее, ещё неприметнее действует на нас Дух Святой. Мы не можем ясно знать, когда именно Он сойдёт на нас, и не можем определённо сказать, что Он точно действует в нас. Сила Святого Духа соединяется в нас с собственными нашими усилиями; Он действует в нас по той мере, как мы сами стараемся что-нибудь делать; перестанете стараться, и Он перестанет в вас действовать.

Дыханием воздуха мы живём, но не дышите сами, и воздух не будет действителен, мы умрём. Так и Дух Святой в нас действует: Он непременно просветит наш ум, но только тогда, когда мы сами будем стремиться к свету истины. Он непременно очистит наше сердце от скверн греховных, но только тогда, когда мы сами будем желать и домогаться чистоты. Он непременно направит волю нашу к добру, но только тогда, когда мы сами будем удаляться от зла. Наблюдали ли вы, как дождь, напояя растения, оживляет их? Так живит и нас Дух Святой. Дождь не оживит растения, если не будет в них своей растительной силы; не поможет и нам Дух Святой, если мы сами не будем усиливаться.

Итак, молитесь, ожидайте Святого Духа в простоте сердца – и Он сойдёт на вас. Аминь.

Из книги «Проповеди» протоиерея Родиона Путятина, издательство «Благовест», 2000 год

 

Это будет милостыня

Накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение. Эта родительская суббота получила название Троицкой и также, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.

Это поминовение усопших ведёт своё начало со времён апостольских. В словах апостола Петра, произнесённых им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мёртвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днём Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестёр наших. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».

В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-я кафизма Псалтири. В ней поминаются все усопшие христиане (от века). Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ю кафизму можно читать и дома.

Если христианам не удалось посетить храм, то можно молиться за усопших дома, так как молитва – это то, что доступно нам для проявления жалости, благодарности и любви к ушедшим в мир иной родным.

 

Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды.  Помни, что молитва об усопших и сильна общностью – тем, что идёт от лица всей Церкви. Церковь дышит общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня... Святитель Феофан Затворник
 
По теме
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Свято-Троицкий женский монастырь Судьба этого чудотворного образа тесно переплелась с судьбами России, ибо Феодоровская была родовой иконой дома Романовых.
Свято-Троицкий женский монастырь
Даже кроманьонца помыли! - Краеведческий музей Кроманьонец — это общее название ранних представителей современного человека, которые появились в Европе значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними 40–30 тысяч лет назад.
Краеведческий музей