Утро в школьном автобусе

Желтые автобус и «газель» с надписями «Дети» подъехали к школе, как и предупреждала меня заместитель директора по воспитательной работе Полевского лицея Курского района, а также ответственная за организацию перевозки школьников Людмила Анатольевна Беседина, в 7 часов 45 минут. И как только распахнулись двери, я сразу впорхнула в теплый салон.

Чтоб не пил, не курил…

– Ну что, замерзли? – спросил водитель, приветливо улыбаясь и трогаясь с места.

– Замерзла, батюшка, – шутливо ответила, вспоминая героиню сказки «Морозко».

– Едем за детками в село Колодное! – сказала Людмила Анатольевна. – К 8 часам они придут на остановку.

– Владимир Митрофанович всегда беспокоится о том, чтобы дети не мерзли в ожидании транспорта, – шепнула на ухо мне Людмила Анатольевна и продолжила. – В нашем лицее 320 учащихся. Из них 137 живут в соседних селах и деревнях, которые находятся примерно в пяти-десяти километрах от лицея. Первый автобус мы получили в 2008 году. На сегодняшний день у нас уже два автобуса и две «газели». В школьном автобусе каждое детское кресло с ремнями безопасности, тревожной кнопкой. В конце салона полки для портфелей. Все школьные автобусы оборудованы системой ГЛОНАСС.

Владимир Баламутов

Соответственно, четыре водителя и четыре сопровождающих педагога. Для того чтобы вовремя перевезти всех детей на занятия, мы разработали 5 маршрутов. К примеру, на маршруте «Колодное – Полевая» мы забираем 30 учеников: 22 человека едут в автобусе и 10 ребят – в «газели». После Колодного водитель «газели» отправится еще за детьми в Гуторово.

– Людмила Анатольевна, трудно было найти водителей, тем более четырех?

– На селе это дело непростое. Ведь требования в этом случае очень серьезные. Чтоб не пил, не курил – это не главные условия. Водитель должен иметь стаж вождения именно пассажирского автобуса не менее трех лет. У него не должно быть замечаний от работников ГИБДД. Не менее важно, чтобы согласился работать почти без выходных, потому что по субботам дети учатся. Да и зарплата водителя, перевозящего детей в сельской местности, конечно, меньше, чем в городе. Вот Владимир Митрофанович Баламутов раньше работал в Курске на маршрутном такси. Получал, естественно, больше в разы. Когда у нас появились автобусы, мы сразу пригласили его к нам работать и очень обрадовались, когда он согласился! Он прекрасно разбирается в технике, поэтому Владимир Митрофанович у нас еще и механик. Вообще, все наши школьные водители – Геннадий Владимирович Рыбалкин, Леонид Алексеевич Донской, Игорь Леонидович Тибаев – профессионалы. Например, у Владимира Митрофановича 30 лет водительского стажа. Все добропорядочные, самостоятельные люди. Мы очень ими дорожим. Слышали, что в некоторых школах проблема: автобусы есть, а водителей не могут подобрать.

– Когда мне предложили перейти работать в школу, подумал-подумал и согласился, – подключается к разговору Владимир Митрофанович. – Не надо мчаться на работу в Курск. Живи и трудись себе в родном селе! Да и как не выручить земляков? Раньше бывало, смотришь: идет это малое дите с портфелем по обочине и в грязь, и в мороз… Сердце кровью обливается. Жалко ребятишек. А школьные автобусы – это хорошо!

– Рабочий день у водителей, наверное, начинается рано? – интересуюсь я у Владимира Митрофановича.

– Подъем в 5 утра для деревенского человека – это нормально, – говорит Владимир Митрофанович. – Перед тем как отправиться за детьми, мы обязаны к 6.30 быть в Бесединской поликлинике для прохождения медосмотра. В 8.00 мы уже стоим каждый на своей остановке и ждем школьников. После доставки детей в школу отдыхаем до 15 часов.

– А условия для нас руководитель, директор лицея Михаил Маркович Шелехов, создал хорошие, – продолжает хвалиться водитель. – В прошлом году построили современный теплый гараж на три единицы транспорта: для двух автобусов и «газели». Для второй «газели» есть отдельно стоящий гараж. Так что никакой мороз не страшен!

Комната отдыха у нас комфортная: телевизор, диванчик, газеты, книжки. Можно пообедать в столовой. И после того как развезем детей домой, к 17.30 едем в Беседенскую поликлинику на медосмотр.

– Кстати, наш директор решил, как мы говорим, «медицинский вопрос», – говорит Людмила Анатольевна. – Уже оборудована медкомната, закуплено оборудование, обучен медперсонал. И как только получим лицензию, надеемся, что в феврале наши водители будут проходить медицинское освидетельствование непосредственно в лицее!

Так за разговорами мы незаметно приехали в село Колодное. На специально оборудованной площадке увидели наших маленьких пассажиров. И как только детвора расселась по местам и пристегнулась, мы отправились в обратный путь.

– Знакомьтесь, здесь у нас дети с 5 по 9 классы: Данил Еремин, Настя Воробьева, Дима Позов, Карина Волобуева, Максим Лобковский, Анна Рыбакова, – представила заместитель директора детей, притихших при виде незнакомого человека. – Ну что присмирели? Расскажите, нравится вам на автобусе ездить в лицей?

– Конечно, – ответила Настя Воробьева. – Пятнадцать минут – и мы в лицее! Мне рассказывали родители, что раньше они в школу добирались пешком. Маме приходилось задолго до занятий выходить из дома и идти шесть-семь километров. Особенно трудно было зимой, когда на дворе сильный мороз и сугробы!

– Наши родители очень довольны, что за нами приезжает школьный автобус, – говорит Карина Волобуева.

– Раньше учащиеся добирались до школы кто как может и кто на чем может, – говорит Людмила Анатольевна. – Родителям приходилось отпрашиваться с работы, чтобы отправить ребенка в школу, естественно, беспокоились, как доехали. Сейчас же просто сказка!

– Людмила Анатольевна, расскажите что-нибудь интересненькое! – обратилась Карина Волобуева к учителю. – Расскажите о нашем Николае Ивановиче Праведникове! В нашем школьном музее я видела его военную фотографию.

И я вместе с детьми услышала интересный рассказ об их земляке, ветеране Великой Отечественной войны Николае Ивановиче Праведникове, который семнадцатилетним мальчишкой ушел защищать родную землю от фашистов, домой вернулся с победой и военными наградами.

Почему все не так, как надо?

К сожалению, такую прекрасную картину можно увидеть далеко не во всех школах области. Проблемы с кадрами есть. И если о них не сказать, то

картина будет неполной.

К этим непростым требованиям, названным Людмилой Анатольевной, можно добавить еще одну проблему, из-за которой, как сетуют некоторые педагоги, водители не идут работать в школу, – зарплата. Казалось бы, в среднем примерно 15 тысяч рублей – для села вполне приемлемо, но водители, проживающие в районах, которые приближены к областному центру, по всей видимости, находят зарплату в Курске повыше. Например, как сообщает на своих страницах районная газета «Медвенские новости», в Паникинской школе полученный в прошлом году автобус ни разу не выезжал на маршрут. Во Второй Рождественской – в строю только одна машина. А в начале второй учебной четверти уволился водитель, перевозивший вышнереутчанских школьников. Причина – неудовлетворенность уровнем заработной платы. Зарплата у уволившегося водителя составляла 13660 рублей плюс стимулирующие надбавки. Ушел водитель, и остались дети с проблемой. Добираются до школы кто как может: на рейсовом автобусе, на автобусе одной из агрофирм. Решать эту проблему надо местным муниципальным органам как можно быстрее. Ведь на то мы и взрослые, чтобы решать детские проблемы и делать жизнь наших детей счастливее. И найти решение наверняка можно.

Комментарий эксперта

Главный консультант отдела дошкольного и общего

образования комитета образования и науки Курской области Надежда Жигалина:

– С 2006 года действует областная целевая программа «Школьный автобус», в рамках которой ежегодно поставляются школьные автобусы в общеобразовательные учреждения для перевозки учеников. Губернатор Курской области Александр Михайлов проводит большую работу по обеспечению реализации указанной программы. На сегодняшний день парк школьных автобусов насчитывает 266 транспортных единиц, которые осуществляют подвоз около 7,5 тысячи учащихся.

В 2014 году мы планируем приобрести 18 автобусов, из них 6 необходимы на замену ранее поставленным. Все они оснащены системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, проводится работа по заключению договоров по страхованию перевозки детей на школьных автобусах.

Что касается школьных водителей, то проблема в некоторых школах существует. Особенно в мелких населенных пунктах, что объясняется высокими требованиями к водителям школьных автобусов. На них должен работать профессиональный водитель, имеющий непрерывный трехлетний и более стаж работы на автомобильных транспортных средствах категории «Д» и не имеющий на протяжении последних трех лет нарушений действующих Правил дорожного движения.

Рита МИЛОСТНАЯ

 
По теме
В Курском государственном аграрном университете прошла встреча ректора вуза Александра Мусьяла с заместителем руководителя филиала Государственного фонда «Защитники Отечества» по Курской области Владимиром Горбачевым и в
28 марта 2024 года в рамках Петербургского международного образовательного форума состоялась научно-практическая конференция «Финансовая культура детям и молодежи: инвестиции в успех» (далее – Конференция).
28 марта 2024 года в ОГБУ ДПО КИРО состоялось расширенное заседание отделения учителей математики регионального УМО в системе общего образования Курской области.
Роман Старовойт назвал возмутительной ситуацию с убийством собаки в Золотухинском районе - Курская правда В район выехали следователи, которые должны разобраться в произошедшем. Фото: Телеграм-канал Романа Старовойта Роман Старовойт прокомментировал ситуацию с убийством собаки в Золотухинском районе.
Курская правда
Туберкулезу – нет! - ЮЗГУ В Юго-Западном государственном университете состоялась встреча студентов с врачом-эпидемиологом Марией Мосиной.
ЮЗГУ