Сенаторы предлагают разрешить внезапные проверки торговых точек

Сенаторы предлагают разрешить внезапные проверки торговых точек
Фото: kroosp.ru

К внесению в Госдуму готовится законопроект «О разрешении внезапных проверок торговых точек». В данный момент документ находится на стадии разработки, и в виде единого документа он пока не представлен. Однако, как сообщил автор инициативы, член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин , концепция законопроекта уже утверждена. Документ будет направлен в частности на повышение эффективности государственного контроля за соблюдением правил продажи алкоголя.

Планируется, что в законопроекте пропишут возможность региональных чиновников проводить проверки торговых точек без предупреждения. Предварительно проверку за соблюдением правил продажи алкоголя в субъектах Федерации предлагается возложить на ведомства, осуществляющие контрольные функции в сфере лицензирования торговли алкогольной продукцией. В основном это региональные министерства экономического развития.

Так, лицензирующий орган в ходе внезапного рейда объекта торговли, обнаружив нарушение законодательства, должен будет оформить соответствующий акт и направить его в федеральный орган Росалкогольрегулирования. Тот в свою очередь обязан будет принять решение об аннулировании лицензии нарушителя во внесудебном порядке. При этом Лариса Мироненко , заместитель председателя Комитета по промышленной политике, предпринимательству, торговле, транспорту и связи Астраханской областной думы, предложила в случае нарушения хозяйствующим субъектом правил продажи исключить в принципе возможность возобновления действия лицензии уполномоченным органом. С этой позицией согласился также руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев . «Алкогольный рынок – социально опасная сфера в торговле. Если предприниматель один раз нарушил правила розничной продажи алкоголя, то для него навсегда должна быть закрыта дверь в этот бизнес», – считает он.

Сенатор Башкин напомнил, что действующим законодательством предусмотрены внеплановые проверки, однако назвать такие проверки в полном смысле слова «внезапными», по его мнению, нельзя, ведь за 24 часа до ее проведения надзорный орган обязан уведомить проверяемого ( ч. 1 , ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; далее – Закон № 294-ФЗ). Уведомительный характер проверки, по мнению эксперта, нивелирует само основание проверки – жалобы граждан.

Вместе с тем, отметим, что возможность проведения проверки без предварительного уведомления юрлиц и ИП все же предусмотрена законом. В частности, контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юрлиц и ИП. Однако она требует согласования с органами прокуратуры ( ч. 4 ст. 16.1 Закона № 294-ФЗ ). Кроме того, ее проведение допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 16.1 Закона № 294-ФЗ ). Между тем, действующим законодательством предусмотрены пока единичные случаи внезапной проверки ( п. 16-17 ст. 10 Закона № 294-ФЗ ). Так, например, налоговые органы могут проводить рейды без предупреждения для проверок выдачи организацией и ИП кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством о применении контрольно-кассовой техники (абз. 5 п. 2 ст. 7 Федерального закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ « О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа «). Также Роспотребнадзору не требуется предварительно уведомлять юрлиц и ИП о начале проведения внеплановой выездной проверки, в случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, а также, если нарушаются права потребителя ( п. 43 Административного регламента по проведению проверок ).

Более того, эксперты напомнили, что отдельными полномочиями по проведению внезапной проверки наделены также участковые уполномоченные полиции. Полиция вправе осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений об административных правонарушениях и принимать по таким обращениям предусмотренные законодательством меры. Для реализации этих полномочий они могут проверять у организаций разрешения, лицензии и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности ( подп. 1 п. 1 ст. 12 , подп. 1 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»). Но и здесь возникают проблемы. «К примеру, ранее правоохранительные органы выявляли лиц, нарушающих установленные правила торговли, теперь в силу своей загруженности этим почти не занимаются», – констатировал сенатор Башкин.

Источник: http://www.garant.ru/news/1141133/

 
По теме
В Курской области в 2024 году по «Народному бюджету» планируют реализовать 193 проекта - ТРК Сейм В Курской области до конца года в рамках программы «Народный бюджет» планируют реализовать 193 проекта, их общая стоимость — 602,2 млн рублей (315,3 млн из них — субсидия из бюджета региона).
ТРК Сейм
Роман Старовойт назвал возмутительной ситуацию с убийством собаки в Золотухинском районе - Курская правда В район выехали следователи, которые должны разобраться в произошедшем. Фото: Телеграм-канал Романа Старовойта Роман Старовойт прокомментировал ситуацию с убийством собаки в Золотухинском районе.
Курская правда
Туберкулезу – нет! - ЮЗГУ В Юго-Западном государственном университете состоялась встреча студентов с врачом-эпидемиологом Марией Мосиной.
ЮЗГУ