Во всю землю вещание их

Во всю землю вещание их
Фото: kursk-izvestia.ru

 

12 июля – день первоверховных апостолов Петра и Павла

 

Чтобы хотя немного возвысить дух наш над той суетой жизни, в которую обыкновенно он бывает погружён, отпечатлеем ныне, братие, в умах наших полные неисчерпаемой жизни образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Их души представляют равно преизобильные сокровищницы добродетелей духовных для нас, лишь в малой мере причастных Божественной жизни, открывшейся чрез явление Бога во плоти.

Оба одинаково «предали души свои» за слово Божие и за свидетельство об имени Господа Иисуса Христа, желая упасти овец стада Христова и уневестить Христу Церковь из язычников, искупленную Кровию Его. Один, будучи камнем веры, первый «утвердил братию», рассеявшуюся от страха гонений за имя Христово по воскресении, и впервые разъяснил, что к Церкви, состоявшей доселе из одних сынов Израилевых, Бог повелевает присоединять обращающихся из язычников. Другой, будучи «избранным сосудом, чтобы возвещать имя Христово» народам, которые ещё не слышали о Христе, прошёл со словом проповеди едва не всю известную тогда вселенную, чтобы «возвеселилась неплодная, нерождающая» Церковь и «возрадовалась земля сухая и необитаемая» сердца язычников (Ис. 35:1). Оба, в равной мере исполненные любви ко Христу, всю жизнь посвятили проповеданию Слова и трудам апостольства и оба запечатлели мученическою кончиною свою любовь ко Христу. Один, вначале отрекшись от Христа, потом всю жизнь в покаянии следовал за Ним как бы на распятие, претерпев искушения огненные и наветы сатаны, чтобы исполнить сказанные ему слова Христовы: «Иди за Мною» (Ин. 21:19). Другой, призванный из гонителей, всё «вменял в уметы», чтобы приобрести Христа, и желал от Христа быть отлучённым, чтобы привести к Нему братию по плоти Израиля, пока мученически не скончал своего течения, чтобы получить «венец правды» (2 Тим. 4:6-8). Оба оставили последующим церквам, имевшим возникнуть из ими основанных, свои писания, полные назиданий, в которых доселе живёт дух их для всех читающих и слышащих. Один своими писаниями утверждает веру, ослабевающую в искушениях, для очищения нашего посылаемых (1 Пет. 4:12). Другой раскрывает неисчерпаемое богатство «премудрости и ведения», заключённое во Христе для всех народов (Кол. 2:3; Еф. 3:8).

Очевидно, братие, должны бы быть всегда живы в нас эти образы апостолов, весь мир ученьями своими просветивших и вся концы, следовательно, и нас, ко Христу приведших. Но то ли видим мы в действительности? Как немногие из нас читают их писания и как мало стараются уразуметь их! Как часто с полным равнодушием оставляем мы «слово Божие, живое и действенное, во век пребывающее», проникающее в самые сокровенные мысли души и обличающее их со всею ясностью, и обращаемся к мудрости земной, «по стихиям мира», нисколько не раскрывающей нам Божественной премудрости, сокрытой во всём мире и в жизни человечества! Не бывает ли даже того, что слово этих апостолов подвергается среди нас осмеянию, какому подверглось оно в Афинах среди мудрецов и философов, от которых с таким тягостным настроением духа вышел святой апостол Павел, чтобы проповедовать в других городах? Не оттого ли так и усиливается неверие в наше время, что мы не хотим слышать и знать о той вере живой, пламенной, не из мнений или помышлений плоти и крови возникшей, а из небесного Божественного откровения, какую имел называемый камнем Симон Пётр?

Итак, пока медлит ещё Господь Своим пришествием, исполнимся страха пред Ним, чтобы хотя он побуждал нас к благочестивой и святой жизни, если уже не побуждает любовь к Искупителю нашему, принесшему Себя в умилостивление о грехах наших, Господу Иисусу Христу. Полные неизъяснимой красоты духовной образы святых первоверховных апостолов всегда сильны будут поддержать нас в постигающих искушениях и исполнить любви к Богу, если только захотим мы в них искать поддержки для себя. А читая чаще писания их, мы всегда будем находить в них обильную пищу для ума, для размышлений и духовных созерцаний, источник высшей радости при наблюдении печального и исполненного скорби порядка жизни в мире сем, достигнем даже как бы пророческого прозрения в будущие судьбы Церкви Христовой, доколе она стоит на земле, доколе ещё слышится в мире «вещание сих апостолов и хранятся глаголы их». Аминь.

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, «Слово в день святых апостолов Петра и Павла», произнесено в кафедральном соборе Уфимской епархии в 1902 году.

Нажмите для предварительного просмотра изображения - Свято-Троицкий женский монастырь Судьба этого чудотворного образа тесно переплелась с судьбами России, ибо Феодоровская была родовой иконой дома Романовых.
Свято-Троицкий женский монастырь
Даже кроманьонца помыли! - Краеведческий музей Кроманьонец — это общее название ранних представителей современного человека, которые появились в Европе значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними 40–30 тысяч лет назад.
Краеведческий музей